Духовная и художественная культура Древней Греции
Дисциплина: КультурологияТип работы: Реферат
Тема: Духовная и художественная культура Древней Греции
МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ имени М.В.ЛОМОНОСОВА
2ДУХОВНАЯ И ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА ГРЕЦИИ
Реферат
студента
факультета
правоведения
Международного Университета
Бизнеса и Управления
Буньода Саидова
1996
- 2 -
Когда мы говорим о древней Элладе как непрерывном
культурном
феномене, мы
должны помнить о том,
что,
как и в любой культуре,
представления людей о мире и его основах подвержены
эволюции.
Во
времена расцвета греческих государств-полисов,
когда в Афинах во-
царилась демократия,
представления греков о богах уже сильно раз-
нились от тех сказочных,
полунаивных представлений, какие были во
времена Гомера. Это видно по тому, какие изменения претерпел образ
Зевса -
из
громовержца,
который ссорился с другими богами,
был
капризен и злоупотреблял своей силой он
превратился
разумного
правителя мира, где все совершается по его мудрым указаниям.
Наиболее наглядно перемены в греческой духовной культуре про-
являются в отношениях дионисийского и аполлонического начал.
Этот
вопрос был детально проанализирован Фридрихом Ницше.
По Ницше бог
Дионис символизировал для греков самосознание человека, живущего в
таинственном, чарующем, но и полном опасностей мире дикой природы.
Этот мир,
в принципе непонятный для человека и хаотический, зако-
ном в нем является произвол богов,
символизирующих силы
природы.
Однако не
один лишь страх вызывал этот мир у греческого человека:
для него было возможным и естественным растворение в
этом
хаосе,
ощущение счастья принадлежности к этому мистическому миру.
Орудие
Диониса - опьянение ,не знающее преград,которое пробуждает душу от
тягостного сна
потока
форм и влечет ее в чарующую область жизни,
не знающую преград и подчинений.
Именно подобного выхода за рамки
- 3 -
собственной ограниченности
и трепета перед магией мира добивались
греки во время праздников,
посвященных богу Дионису,
из
которых
наиболее известными
нам
являются ежегодно проходившие мистерии в
Элевсине. На этих празднествах грек постигал природу дионисийского
мира в
экстазе,
уносящем
душу на крыльях сладостного безумия во
дворец Всепоглощающей Любви,
понимавшейся, по-видимому, глубинной
сущностью мироздания. Ницше полагает, чтозначение дионисийских ор-
гий в искуплении мира и духовном просветлении, которое позволяет в
иные дни не быть раздавленным ужасом мира.
Мир Диониса - мир телесной символики,
причем не ограниченной
масками и строгостью ритуала, а всецело подчиняющей пляски, ритми-
зующей все тело участника, соединяющей его со всеми и растворяющей
его во всем. Именно здесь Ницше видит истоки музыкальных гармоний,
ритмов и динамики. Он также полагает, что в дионисийских мистериях
лежат истоки великого искусства античной трагедии. \"Неопровержимое
предание утверждает, чтогреческая трагедия в своей древнейшей фор-
ме имела своей темой исключительно страдания Диониса и что в тече-
нии довольно продолжительного времени единственный сценический ге-
рой был именно Дионис\". Страдания Диониса, по Ницше, это страдания
бога - то есть существа высшего порядка,
\"единого существа мира\",
\"на себе испытывающего страдания индивидуации\", запутанного в сети
индивидуальной воли.
Ведь, по преданию, Дионис был разорван тита-
нами, \"при этом намекается,
что это раздробление,
представляющее
дионисийское страдание по существу,подобно превращению
воздух,
- 4 -
воду, землю и огонь,
что,
следовательно, мы должны рассматривать
состояние индивидуации как источник и первооснову всякого
страда-
ния, как нечто само по себе достойное осуждения\".
\"Из улыбки этого Диониса возникли олимпийские боги,
из
слез
его - люди\", - так повествует предание, устанавливающее первенство
и животворное начало Диониса.
Но оно несет в себе не только стра-
дание, но и парадоксальную радость,
диктуемое надеждой на возрож-
дение: ведь погруженная в вечную печаль Деметра вновь познала
ра-
дость, когда узнала о возможности вновь родить Диониса.
А таковая
возможность указывае...