Культурное строительство в СССР в 20-30 годы
Дисциплина: ИсторияТип работы: Реферат
Тема: Культурное строительство в СССР в 20-30 годы
План
II. Идеологические установки коммунистов по отношению культуре.
2. Состояние и развитие культуры СССР в 20-30-х годах:
А) творческие организации и союзы 20-30-х годов;
Б) литература и искусство;
В) образование и наука;
Г) репрессии против деятелей науки, литературы и искусства.
3. Культурное строительство в Куйбышевской области в 20-30-е годы.
III.
Вступление
Советский период – это сложное и противоречивое явление в развитии не только нашей истории, но и культуры. ХХ век дал отечеству гениальных ученых и исследователей, талантливых
художников, писателей, музыкантов, режиссеров. Появились многочисленные творческие объединения, художественные школы, направления, течения, стили.
Однако именно в ХХ веке в России была создана тотализированная социокультурная система, отличительными чертами которой были идеологический контроль над духовной жизнью общества,
манипулирование сознанием, уничтожение инакомыслия, физическое уничтожение цвета российской и научной и художественной интеллигенции. Словом, культура советского периода была
противоречива. В ней проявлялись как положительные, так и отрицательные явления. В ее оценке необходимо соблюдение принципа объективности, исключение каких-либо идеологических
пристрастий. В таком ключе необходимо анализировать культуру России ХХ века.
Идеологические установки коммунистов по отношению к культуре
В начале ХХ века В.И. Лениным были сформулированы важнейшие принципы отношения Коммунистической партии к творческой деятельности, которые легли в основу культурной политики
Советского государства. В работе “Партийная организация и партийная литература” (1905 г.) В. И. Ленин утверждает, что несостоятельным является стремление некоторых творческих людей быть
“вне” и “над” классовой борьбой, поскольку “…жить в обществе и быть свободными от общества нельзя”.
[1] Классовой подход к культуре – определяющий принцип коммунистов к культурному наследию и происходящим культурным
процессам. героине, не скучающим и страдающим от ожирения “верхним десяти тысячам”, а
миллионам и десяткам миллионов трудящихся, которые составляют цвет страны, ее силу, ее “будущность”.
[2] Таким образом, культура и, в частности, такая ее сфера как искусство, должны стать “частью общепролетарского дела”,
выражать интересы этого класса.
Ленинское понимание классового начала в любых проявлениях культуры стало исходным при дальнейшей теоретической разработке в советской обществоведческой науке. Философская категория
“классовая обусловленность” являлась сущностным моментом при восприятии любого явления культуры. В этом понятии приоритет отдавался классовому, а не общечеловеческому содержанию. В
культуре преобразующая роль отводилась пролетариату.
В марксистской концепции содержалась мысль о взаимосвязи всемирно-исторической миссии пролетариата с перспективами развития культуры: в какой степени пролетариат как революционный
класс выразит интересы общества в целом, усвоит, переработает, разовьет “…все, что было ценного в более чем двухтысячелетнем развитии человеческой мысли и культуры”,
[3] в такой мере зависит ее развитие. Отсюда следует вывод, что гуманистической, в полном смысле этого слова, становится та
культура, которая порождена классом, борющимся за свое освобождение. “Класс, совершающий революцию, - писал В.И. Ленин, - уже по одному тому, что он противостоит другому классу, с
самого начала выступает как класс и как представитель всего общества”.
Вместе с тем Ленин обращал внимание на следующее крайне важное обстоятельство: “С точки зрения основных идей марксизма интересы общественного развития выше интересов пролетариата,
интересы всего рабочего движения в целом выше интересов отдельного слоя рабочих или отдельных моментов движения”.
Изменение социально-экономических и политических условий жизни людей коммунисты рассматривали в единстве с культурными преобразованиями. Задачи экономического развития страны
требовали технически грамотных, квалифицированных работников. Вместе с тем развитие наро...