История христианизации Сибири
Дисциплина: ИсторияТип работы: Реферат
Тема: История христианизации Сибири
Федеральное агентство по образованию
Государственное образовательное учреждение
Высшего профессионального образования
Тульский государственный университет
Кафедра «Истории и культурологии»
РЕФЕРАТ
на тему:
История христианизации Сибири
Выполнил: ст.гр. 720171
Чкунина Д.А.
Проверил: доц. Касаткин Е.А.
Тула, 2008
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
Этапы распространения христианства в Сибири
Языковые трудности, с которыми столкнулся процесс христианизации
Проблематика, связанная с крещением и обращением в православие
Образование и медицина, как средства христианизации
Влияние христианства на
религиозное сознание народов Сибири
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЯ
ВВЕДЕНИЕ
Моей целью являлось изучение истории христианизации коренных народов Сибири. Если говорить о широких кругах общества, то мнения по
этому вопросу здесь, как правило, основываются на стереотипах. Например, в первую очередь вспоминают Ермака, миссионерская же деятельность Православной Церкви здесь малоизвестна и,
как повелось со времен строительства коммунизма, характеризовалась она преимущественно как часть колониальной и русификаторской политики царского самодержавия. Такой подход является
скорее ущербным, нежели неполным, не только не отражая всех сторон процесса христианизации и его влияния на жизнь аборигенов этого края, но и представляя просветительскую и
проповедническую деятельность Православной Церкви в умышленно искаженном вульгаризированном виде.
Как сейчас уже известно, изначально проникновение идей христианства на территорию Сибири могло происходить по двум направлениям:
южному, когда один из маршрутов Великого шелкового пути в
веках стал проходить через территории Южного Казахстана и Семиречья, и северному, с момента открытия новгородскими первопроходцами пути
в Зауральскую Югру (о чем можно судить по сообщению в Ипатьевской летописи в 1096 году). Таким образом, начало этого процесса следует датировать на 5-10 веков ранее, чем было принято
считать еще недавно. Кроме того, христианизация населения Сибири не началась внезапно, но являлась длительным, долгосрочным процессом.
Другое направление – северное, развивалось с продвижением русских торговцев на северо-восток Азии, поскольку этот край был богат на
товары, ценившиеся не только на Руси, но и в Европе (меха, моржовый клык, бивни ископаемых мамонтов). Маршрут русских землепроходцев проходил с р. Вычегды на р. Печору, далее – вверх
по реке Щугору, за Урал в бассейн реки С. Сосьвы. Другой, \"полунощный\" путь вел с Печоры на Усу, затем на Урал в бассейн реки Собь. Этими маршрутами русские путешественники
пользовались с 11-го по 17 века.
Контакты с Зауральской Югрой носили разнообразный характер: военный, политический, торгово-обменный, даннический. Есть свидетельства
того, что на эту территорию иногда попадали и священники. Так, по летописи, в походе новгородцев за данью 1104 года участвовал и некий поп Иванка Леген, который вполне мог проводить
на этих землях проповедническую деятельность.
При раскопках Сайгатинского могильника
близ Сургута в захоронении был обнаружен равноконечный бронзовый крест, датируемый
веками. Подобные кресты, в том числе с изображением распятий, были широко распространены на Руси и сопредельных территориях.
В процессе христианизации Сибири можно выделить несколько основных этапов. Первый этап является наименее изученным из-за скудости
исторического материала, касающегося той далекой эпохи. Скорее всего, на этом этапе процесс христианизации носил региональный характер, когда затрагивались лишь некоторые из
местностей Сибири, прежде всего пограничных с Русью. В целом он может быть охарактеризован как растянутый во времени, медленный и малоэффективный, поскольку связи между
рассматриваемыми регионами и Русью были еще слабыми. Начало второго этапа христианизации можно датировать временем основания новых приходов, в краткие сроки охвативших значительную
часть территории Сибири. В третий этап можно выделить период, когда здесь появились священники и псаломщики, выход...