История Русской культуры
Дисциплина: ИсторияТип работы: Реферат
Тема: История Русской культуры
Русская культура, пережившая безвременье упадка почти на протяжении столетия после нашествия монголо-татар, со 2-й половины X
века вновь возрождается. С этого времени социальный процесс протекает в условиях подъема национального самосознания. Умонастроения эпохи, укладывавшиеся в рамки
религиозного мировоззрения (эсхатология, исихазм, ересь и др.), определили характер культурных процессов, присущих эпохе. Наиболее ярким проявлением историко-культурного процесса этого
времени явилось развитие живописи. X
век – время расцвета монументальной живописи Новгорода, а московская живопись Х
- Х
в. вообще не знала себе равных на Руси. Произведения Андрея Рублева и Феофана Грека, Прохора с Городца и Даниила Черного – подлинные сокровища мирового
масштаба.
Москва со второй половины Х
в. становится центром формирования великорусской культуры, центром притяжения всего лучшего, что было создано самобытного в различных областях бывшей Киевской
Руси.
На рубеже Х
– Х
вв. почти одновременно с Англией, Францией, Испанией образованием единого государства завершился процесс объединения русских земель. В отличие от мононациональных
государств Западной Европы, Российское государство изначально формировалось как многонациональное; процесс объединения на Руси опирался не столько на экономические и культурные связи,
сколько на военную мощь московских князей. Недостаток экономической объединяющей силы, которой на Западе являлось «третье сословие» - зарождающаяся буржуазия процветающих городов, - в
России с лихвой восполнило государство. Все это породило не только специфическую форму самодержавия, но и особую социально – психологическую атмосферу, присущую России шестнадцатого и
последующего столетий. Формирующаяся общерусская культура в конце Х
–Х
веков была подчинена задачам служения «государеву делу». Заботами о Российском государстве проникнуты общественная мысль и литература, государственным задачам
подчинено зодчество. Рост государственной силы отразился даже в живописи Х
века. Наконец после двух с половиной веков почти полной изоляции культура молодого Российского государства вошла в соприкосновение с ренессанской культурой Запада,
что стало важным условием преодоления известной культурной отсталости и упрочения положения России среди других европейских государств.
Фольклор.
Главная тема устного народного творчества – борьба за независимость. В связи с этим осовременивался героический
былинный эпос киевского периода. Этой же теме посвящены многие исторические песни, ставшие в Х
веке наиболее распространенным жанром фольклора. Песни откликались на важнейшие события и исторические явления, оставившие глубокий след в народном сознании. Например, политика и
личная жизнь Ивана Грозного породили целые циклы исторических песен («Поход на Казань», «Казаки идут к Казани», «Взятие Казани», «Иван Грозный молится по сыну», «Смерть Ивана Грозного»
и др.)
Параллельно и в тесной связи с исторической песней развивался и более молодой жанр – народная баллада
(повествовательная песня
драматического характера). Некоторые баллады имеют весьма древнее происхождение, в них проступают черты славянского язычества («Княгиня и змей», «Беглый княжич» и
др.), но большинство лишено архаики и обращено к современности («Гнев Ивана Грозного на сына», «Оборона Пскова» и др.).
Общественно – политическая мысль и литература.
Второй этап в развитии литературы начинается после победы на Куликовом поле (1380 г.) и завершается
присоединением к Москве Великого Новгорода, Твери и Пскова. В эти годы в общественной мысли и в литературе господствовала идея политического и культурного объединения русских земель,
которая все более связывалась с Москвой. Московская литература, вбирая в себя областные стилистические тенденции, приобретала общерусский характер и занимала ведущее место. О роли
национального самосознания свидетельствует как возрождение общерусского летописания в конце Х
IV –
начале Х
в., так и целый цикл произведений, различных по жанру и стил...
Похожие материалы:
