Нравственно–богословские аспекты тестовой диагностики психических проявлений личности
Дисциплина: РазноеТип работы: Диплом
Тема: Нравственно–богословские аспекты тестовой диагностики психических проявлений личности
ВВЕДЕНИЕ
В своем фундаментальном труде по нравственному богословию «Начертание христианского нравоучения» свт. Феофан Затворник отмечает: «Самым пригодным пособием для начертания
нравоучения христианского могла бы слу-жить христианская Психология. За неимением ее приходилось довольствоваться своими о душевных явлениях понятиями, при указаниях отцов
подвижников»
Однако, как и в
веке, так и в начале
века эти слова святителя не утратили своей актуальности – в научной терминологии не появилось названия «христианская Психология». Справедливости ради надо отметить, что
определенные попытки христианского осмысления достижений психологической науки все же делались православными авторами. Так, в начале
века вышла работа
Л.А. Соколова «Психология греха и добродетели по учению святых подвижников древней Церкви». Среди современных авторов, не вдаваясь в содержательную характеристику их трудов, можно
отметить работы М.Я. Дворецкой «Интегративная антропология» и священника Вадима Коржевского «Пропедевтика аскетики: Компендиум по православной святоотеческой психологии».
Несмотря на отсутствие глубокой теоретической проработанности вопроса о содержании христианской психологии, в настоящее время
имеется тенденция нарастания процесса внедрения в практику современного христианства разработанных в ХХ веке психологических взглядов, психотерапевтических подходов и
представлений.
Представляя собой сложное и неоднозначное явление, этот процесс затронул и Россию. Так, с начала 90-х годов прошлого столетия в приходской практике Русской Православной Церкви
(РПЦ) появилось новое явление – оказание населению психологической помощи православными психологами. При некоторых храмах стали образовываться соответствующие центры
психологической
поддержки. Обстоятельствами, способствующими развитию этого феномена, на
наш взгляд, являются:
отсутствие должного количества образованного священства;
недостаточная психологическая подготовка выпускников духовных учебных заведений
(хотя до 1917 года такой подготовке уделялось самое серьезное внимание
влияние на сознание прихожан либеральных взглядов, в т.ч. на психоанализ и на психологическую поддержку;
стремление психотерапевтов, психологов, принявших православную веру, оказать посильную помощь людям, нуждающимся, по их мнению, в психологической помощи.
Таким образом, наличие повышенного интереса в христианской среде к практическому использованию психологических знаний на фоне непроработанности вопросов согласования понятийного
аппарата секулярной психологии с терминологией, например, нравственного богословия свидетельствует об
актуальности выбранной темы исследования, ее определенной теоретической и практической значимости.
Объектом
исследования выступает
описание
личности.
Предметом
исследования являются психические проявления личности.
Цель
исследования состоит в нравственно–богословском осмыслении отдельных категорий понятийного аппарата,
используемого при разработке и интерпретации
личностных тестов в секулярной психологии, в том числе в контексте взглядов свт. Феофана Затворника на состав и характер взаимодействия сил человеческого естества.
Задачи
исследования:
Проследить логику становления и развития понятия «личность» человека в христианстве и на основе анализа взглядов православных авторов
веков выделить и контурно очертить круг
характерных
признаков,
помо-
щью которых можно было бы
попытаться описать термин «личность».
Показать православный взгляд на взаимодействие сил и частей человеческого естества
дать характеристику душе человека как носителю психических проявлений его личности.
Проанализировать подходы к проблеме изучения индивидуальных особенностей человека в отечественной и зарубежной психологии и дать краткую характеристику личностных тестов.
Определить место и роль психологических знаний в деле пастырского окор-мления верующих.
Дать нравственно–богословскую оценку понятийного аппарата личностных тестов на примере сопоставительного анализа
взглядов свт...