Повседневность и политика русский город в период феодальной раздробленности
Дисциплина: ПедагогикаТип работы: Монография
Тема: Повседневность и политика русский город в период феодальной раздробленности
А.В. Фатеев
Повседневность и политика:
русский город в период
феодальной раздробленности
Господин Великий Новгород в
XIII
вв.
Музейное занятие в Государственном историческом музее
Москва
МАКС Пресс
2006
Музейное занятие «Повседневность и политика: русский город в период феодальной раздробленности. Господин Великий Новгород в XII – XIII вв.» было разработано А.В.Фатеевым под
руководством научного сотрудника сектора музейной педагогики культурно-образовательного отдела Государственного исторического музея М.В.Шипуновой в рамках курсов повышения квалификации.
Занятие рассчитано на увлекающихся историей старших школьников. В мастер-классе 29 мая 2006 года участвовали учителя и учащиеся школ Москвы и Подмосковья, которые заполняли специальное
задание. Содержание задания читатель без труда восстановит по данному сценарию.
Фатеев Андрей Викторович
«Повседневность и политика: русский город в период феодальной раздробленности. Господин Великий Новгород в XII – XIII вв.»
~a А.В.Фатеев, 2006. Текст, коллаж.
О Государственном историческом музее, методологии, методике и цели занятия
Здравствуйте, меня зовут Фатеев Андрей Викторович. Сегодня я проведу музейное занятие на тему: «Повседневность и политика: русский город в период феодальной раздробленности»
. Путеводную нить в прошлое нам сегодня даст наука археология. Как справедливо писал В.Л. Янин, археологи восстановили обстановку жизни средневекового человека и по вещам
составили представление о нем, так, как будто бы мы зашли в незнакомый дом и, не застав хозяина, составили представление о нем по его вещам. Материалистический подход к действительности
требует строить выводы на основе фактов и допускает научно обоснованный художественный вымысел как гипотезу, предположение о ходе событий в прошлом. Вспомните курс обществознания:
художественный образ имеет то же свойство, что и научное понятие – он обобщает главные признаки целого класса предметов, явлений. На основе источников – музейных вещей и текстов
берестяных грамот – и научных исследований А.В. Арциховского, Б.А. Рыбакова, Б.А. Колчина, В.Л. Янина, М.Н. Тихомирова мы создадим силой своего воображения образ новгородского кузнеца и
попытаемся реконструировать мир, в котором он живет: недавнее прошлое и настоящее его государства и страны – Великого Новгорода, всей Руси. Мы повторим учебный материал и узнаем новое.
Чтобы достигнуть цели, вам необходимо тщательно заполнять задание, а потом обобщить полученные сведения.
Занятие не случайно начинается в Парадных сенях Государственного исторического музея (ГИМ). Прежде чем пройти на экспозицию, давайте познакомимся с его историей. Музей был основан в
1872 году при Александре II. Деятельное участие в его организации принял цесаревич, а затем император Александр III. Вензели двух императоров на щитах, которые поддерживают львы,
напоминают об этом факте. Здание музея было построено в 1881 году по проекту архитектора В.О. Шервуда и инженера А.А. Семенова. Посетители ознакомились с экспонатами в 1883 году.
Первыми руководителями музея были А.С. Уваров и И.Е. Забелин.
Парадные сени расписаны растительным орнаментом и сделаны в виде древнерусского православного храма. На своде мы видим росписи, изображающие родословное древо великих князей, царей и
императоров Руси и России. Великая княгиня Ольга и великий князь Владимир поливают родословное древо, затем идут изображения Ярослава Мудрого, Владимира Мономаха, Мстислава
Владимировича. После смерти последнего в 1132 году наступает период раздробленности. Мы получим дополнительные сведения о деятельности владимирских князей Андрея Боголюбского и
Всеволода Большое Гнездо, портреты которых находятся на своде, новгородских посадников и епископов (архиепископов).
Рядом с ними жили, творили историю сотни тысяч русичей. Познакомимся с ними. Проследуем в зал № 9, который рассказывает о средневековом городе.
Зал русского средневекового города. Типы городов в
XIII
вв.
Авторы проекта оформления зала № 9 архитекторы А.П. Попов и П.В. Никитин (1885–1888). Живописные работы выполнены артелью Н.М. Сафонова из села Палех Владимирской губернии
(1889–1890). В оформлении зала использованы копии с выдающихся памятников зодчества, живописи и иконописи Великого Новгорода. На сомкнутом
своде, в
люнетах западной стены, в
распалубках и на оконных откосах помешены копии фресок 1199 г. из церкви Спаса-на-Нередице.
Отметим архитектурные элементы в задании. Ценность копий возросла после гибели в 1942 г. фрескового ансамбля храма. Над выходом в зал № 10 помешена роспись «Битва суздальцев с
новгородцами» на сюжет иконы второй половины XV в. На ней изображена осада Новгорода в 1169 г. войском Андрея Боголюбского, когда, по мнению горожан, им на помощь пришла икона
Богоматери «Знамение». Перспективные
порталы повторяют оформление входов Софии Новгородской XII в.
Отметьте термин: «портал». Над входом в зал № 8, на южной стене, находится план Софийской стороны Новгорода, скопированный с иконы XVII в. Здесь же мы видим карту Руси, на
которой изображены типы городов того времени.
Поработаем с контурной картой в задании. Столичные города – Киев, Владимир – обозначим квадратами. Нас интересуют порубежные города-крепости, в том числе внутри Руси. Это Серенск
– отметим его треугольником. Шестиугольником выделим замок Любеч. Обведите границы Новгородской земли и Владимиро-Суздальского княжества. Знаком «солнышко» выделим города с
республиканской формой правления – Великий Новгород и Псков.
Мир, в котором живет наш вымышленный герой, его статус и роли
Обнаружение берестяных грамот в Новгороде в 1951 году экспедицией Арциховского сыграло большую роль в развитии науки о прошлом Руси. Как-то особенно значимо зазвучали слова И.А.
Бунина:
Молчат гробницы, мумии и кости, -
Лишь слову жизнь дана:
Из древней тьмы, на мировом погосте,
Звучат лишь Письмена.
Я назову нашего героя Микитой – именем гражданина Новгорода, который в 1270-е годы послал своей возлюбленной Анне берестяную записку (
посмотрите в задание и впишите имена): «От Микиты к Анне. Пойди за меня – я тебя хочу, а ты меня, а на то свидетель Игнат Моисеев» (Зал 9. Витрина 14. Экспонат 7. Далее: 9.14.7).
Вполне допустимо, что наш вымышленный герой, который жил на 70 лет раньше, объяснялся в любви тем же языком, теми же оборотами речи. В новой семье родились дети. Одного из детей,
мальчика, звали, допустим, Онфим. Реальный Онфим, 5-7 лет, оставил в 1220-е годы свидетельство своей грамотности. На одной берестяной грамоте он рисует себя всадником, поражающим врага
копьем (9.14.1). На другой бересте – человечки, которые взялись за руки и водят хоровод (9.14. 2). Рисунки Онфим делал после письменных упражнений. Детей обучали в школе, в городских
семьях все были грамотными – важный факт для характеристики культуры города ремесленников, купцов и бояр, которым был Новгород.
Итак, наш вымышленный герой Микита живет в Господине Великом Новгороде в 1199 году. В год, когда был расписан храм Спаса-на-Нередице, ему было 25 лет – зр...