Сталинизм и детская литература

    Дисциплина: Русский язык и литература
    Тип работы: Монография
    Тема: Сталинизм и детская литература

    А.В. Фатеев
    Сталинизм и детская литература
    Москва
    МАКС пресс
    2005
    В издании содержится краткое изложение монографии «Сталинизм и детская литература. 1930-е-1950-е гг». Предмет исследования – отражение общества в литературе, ставшей средством
    пропаганды, и воздействие художественных образов, олицетворявших социальные нормы, на сознание и поведение читателей. Автор основывается на формационном подходе, предлагает свой вариант
    определения сталинизма как идеологии мелкобуржуазного коммунизма индустриального времени, ведет полемику с представителями концепции «тоталитаризма» и с постмодернистами. А.В. Фатеев
    продолжает исследование духовной жизни общества, начатое в работах «Образ врага в советской пропаганде. 1945-1954» (М., ИРИ РАН. 1999), «Сталинизм и цивилизационный подход в ХХ веке»
    (М., МАКС пресс. 2004).
    Фатеев Андрей Викторович, 2005.
    Содержание
    Введение.
    Дух времени.
    Время, вперед!
    Социальная инженерия в индустриальном обществе.
    О характере советского общества в 30-50-е годы ХХ века.
    Развитие пропаганды в мире и в СССР.
    Детская литература – средство просветителей и пропагандистов.
    Возникновение индустрии детской культуры и литературы.
    Становление секции детских писателей ССП.
    В поисках идеала советского ребенка. 1934-1939 гг.
    Реконструкция и политический заказ на социальные нормы индустриального общества.
    Детиздат и комиссия по детской литературе ССП в 1940 – мае 1941 гг.
    Реорганизация детского радиовещания.
    Литературные образы и нравственный потенциал нации.
    III.
    Детская литература в 1941-1945 гг.
    Бытие, сознание и образование в годы войны.
    Детгиз и писатели: новые задачи.
    Литература борьбы и выживания.
    Расцвет детской литературы в 1947-1952 гг.
    в 1945-1953 гг.
    Возрастание пропагандистской ценности детской литературы и публицистики
    в период назревания холодной войны.
    Консервативная волна в мире и литература.
    Детская литература зрелого сталинизма.
    Искусство в плену нищеты, стереотипов и бесконфликтности.
    Совещания по детской литературе на высшем уровне.
    Подростки и молодежь между художественной и объективной реальностью.
    Реформы и детская литература в 1953-1958 гг.
    Реформы в рамках «партийности».
    Кризис в образовании и воспитании.
    Осмысление проблем страны и литературы в ЦК ВЛКСМ и ССП.
    Исторический крах сталинизма
    и его политическая живучесть
    Детская литература «оттепели»: две «правды».
    Историческая и социальная реальность в детской литературе.
    Направления политики и рекомендательные списки.
    Прошлое российского общества и «пережитки» как элемент пропаганды.
    Настоящее индустриального советского общества.
    А) Советские ценности.
    Б) Изображение власти.
    В) Экономика.
    Семья и школа.
    Будущее в произведениях писателей.
    Представление о Западе в литературе.
    Историко-социальное пространство и время в «Старике Хоттабыче».
    VII.
    «Плоды просвещения»: журнал «Юность» в боях против буржуазности.
    Заключение.
    Примечания.
    Введение
    Позитивные ценности советского общества в концентрированном виде отражены в детской литературе. Ее назначение – программирование общества будущего посредством формирования
    идеалов молодежи. Овладевая массами людей, движимых потребностями и интересами, духовные ценности
    превращаются в материальную силу
    . При отсутствии революционных потрясений ценности, воспитанные с детства, остаются стабильным элементом личности, в значительной степени определяют судьбу человека и общества.
    Групповые ценности эволюционируют под воздействием объективных обстоятельств, противостоят ценностям других групп, превращаются со временем в духовные предпосылки революции или орудие
    консерваторов. Они могут способствовать изменениям, а могут определять сопротивление «человеческого материала» реформам классово ограниченных романтиков от экономики и
    политики.
    На очередном витке развития общества некоторые отношения в модернизированном виде имеют свойство повторяться. В России, пережившей революцию 1991-1993 годов и последующую
    депрессию, также, как и после Октябрьской революции и периода «реконструкции» 1930-х годов, возникают вопросы: как и чему учить молодежь; каково содержание современного нравственного
    идеала? В этой связи знакомство граждан и власти с отрицательным и положительным опытом предков и предыдущей власти не будет лишним. Для ознакомления с ним историк может и должен
    использовать детскую литературу как источник.
    Объект исследования в монографии – советское общество и государство 30-50-х годов, которые породили детскую литературу своего времени. Предмет – отражение общества в литературе,
    ставшей средством пропаганды, детерминированное потребностями общества, осознанными через специфическое видение мира государственными служащими и писателями. Видение выражено в
    идеалах, ценностях, культурных нормах. Воздействие социальных норм, отраженных в литературе, на сознание и поведение читателей составляет еще один аспект предмета.
    Реализация цели предполагает рассмотрение деятельности партийных и государственных органов – ЦК ВКП (б), правительства СССР и РСФСР – по созданию детской
    литературы. Наряду с народным комиссариатом (министерством) просвещения РСФСР ключевую роль в формировании детской литературы периода играли ЦК ВЛКСМ и ССП СССР. Пристальное внимание
    высших чиновников к ее изданию было порождено необходимостью удовлетворить потребности индустриального общества и государства, стремительно и сознательно сформированных в СССР в
    30-50-е годы ХХ века на основе общемирового опыта и западных технологий, в кадрах для экономики и преданных гражданах – «патриотах». Изучение содержания потребностей, отражение их
    эволюции в идеологии и интерпретация писателями, которые создавали художественные образы, олицетворявшие идеалы, ценности и нормы, связанные с государственными потребностями, входят в
    предмет монографии. В исторической работе не исследуются содержание и формы произведения, стиль, не даются развернутые характеристики образов и приемы их построения, эпитеты, все то,
    что относится к литературоведению. Изучению подлежит воздействие художественных образов на людей, изменение их сознания и поведения в конкретной исторической обстановке. «Не просто
    художественный образ как таковой, а именно функция художественного образа в сознании читателя подлежит изучению, – ставила задачу академик М. В.Нечкина в работе «Функция
    художественного образа в историческом процессе». – …Высокохудожественные образы литературы, наряду с другими силами общественного развития, участвуют в образовании огромной силы –
    духа времени, играют громадную роль в формировании передового морального критерия эпохи, в суде над отмирающими явлениями, создавая понятие уровня и нормы»
    . Историк, продолжала она, изучает формирование мировоззрения у молодежи, обогащение интеллектуального и чувственного опыта читателя, установление им связи с прошлым, настоящим и
    будущим своего общества, наблюдает утоление человеческой печали и порождение надежды на лучшее.
    Важная составляющая исследования – деятельность писателей. Среди них были масти...

    Забрать файл

    Похожие материалы:


ПИШЕМ УНИКАЛЬНЫЕ РАБОТЫ
Заказывайте напрямую у исполнителя!


© 2006-2016 Все права защищены