Шпоры по правоведению

    Дисциплина: Юриспруденция
    Тип работы: Шпаргалки
    Тема: Шпоры по правоведению

    26. Понятие, содержание и классификация правоотношений
    Правоотношение –
    общественные отношения, урегулированные нормами права (общеобязательными правилами поведения)
    Содержание:
    субъективное право и юридическая обязанность.
    Субъективное право – вид и мера возможного поведения субъекта права (участник правовых отношений, обладающий соответствующими субъективными правами и юр.
    Обязанностями)
    Юридическая обязанность – вид и мера должного поведения субъекта права
    Правоотношения: относительные и абсолютные
    Относительные – правоотношения, в которых поименно определены все субъекты.
    Абсолютные – правоотношения, в которых поименно определена лишь одна сторона – носитель субъективного права. Обязательными же являются все другие лица. (пример, авторские
    права)
    Общие и конкретные:
    Общие – основанные на таких общих правах и обязанностях, субъекты которых не имеют поименной индивидуализации. (
    общедозволительные,
    общезапретительные). Составляют основу правопорядка,
    хар-ют его черты.
    Конкретные – правовые связи, субъекты которых определены путем поименной индивидуализации. Выражают содержание правопорядка, его живую ткань.
    Регулятивные и охранительные:
    Регулятивные -
    это отношения, проводящие регулятивные функции права – статическую и динамическую. Непосредственно направлены на упорядочение, закрепление и развитие общественных
    отношений.
    Охранительные - это отношения, проводящие охранительную функцию права. Они складываются на основе охранительных юридических норм; при их помощи осуществляются меры
    юридической ответственности и защиты субъективных прав. Направлены на вытеснение из жизни отношений, чуждых нашему строю.
    Понятия и основные признаки государства:
    Государство-
    это организация суверенной политической власти,
    действующая в отношении всего населения на закрепленной за ним
    территории, использующая право и специальный аппарат
    принуждения.
    Государству присущи следующие признаки:
    Основные:
    территория,
    население,
    публичная власть,
    право,
    правоохранительные органы,
    армия,
    налоги,
    госуд. Суверенитет.
    Дополнительные:
    един.
    Гос. язык, Ед. транспортная система, един. Денежная единица, един.
    Информац. Система.
    Территория
    это пространственная основа государства, его
    физическая, материальная опора. Она включает сушу, недра, водное пространство, континентальный шельф и др. Без
    территории государство не существует. Население, т.е. человеческое сообщество, проживающее на
    территории
    гос-ва. Публичная власть. Термин \"власть\" означает способность
    влиять в нужном направлении, подчинять своей воле, навязывать
    ее подвластным, ощущать над ними господство. Такие отношения устанавливаются между населением и особой
    когортой (слоем) людей, которая им управляет.
    Отличительными признаками государственной власти
    в отличие
    от др. видов власти (политической, партийной, религиозной,
    экономической, производственной, семейной, и др.) являются:
    ее публичность,
    т.е. распространение прерогатив на всю
    территорию, на все население;
    ее универсальность,
    т.е. способность решать любые вопросы, затрагивающие общие интересы; общеобязательность ее указаний.
    Право
    как система обязательных правил поведения является мощным средством управления и начинает использоваться с появлением государственности.
    Гос-во осуществляет правотворчество, т.е. издает законы и др. нормативные акты,
    адресованные всему населению. Право позволяет власти делать свои решения общеобязательными для населения всей страны.
    Юридические нормы устанавливают, что именно нужно делать (хотя это никогда не выполняется в полной мере). Правоохранительные органы. Эта часть государственного
    аппарата достаточно разветвлена и образует свою подсистему, в которую входят судебные органы, прокуратура, милиция, органы безопасности, внешней разведки, налоговая полиция,
    таможенные органы и др. Они необходимы любому
    гос-ву в связи с тем, что власть правителей осуществляется посредством норм права, приказов, т.е. имеет императивный характер. Если к власти проявляется неуважение,
    то с помощь правоохранительных органов применяются предусмотренные правовой системой санкции. Характер и объем принуждения зависят от многих причин.
    Армия
    Современное вооружение
    делает возможным захват территории не только смежных
    гос-в. Поэтому вооруженное силы до сих пор остаются необходимым атрибутом любого
    гос-ва. Но армия применяется не только для защиты территориальной целостности, но также может
    использоваться и в критических внутренних конфликтах (хотя это и не является ее прямой задачей). Налоги, т.е. обязательные и безвозмездные платежи, взыскиваемые в
    заранее установленных размерах и в определенные сроки, необходимы для содержания органов управления, правоохранительных органов, армии, для поддержки социальной сферы
    (образования, науки, культуры, здравоохранения и.),
    создания резервов на случай чрезвычайных происшествий, бедствий, а также для выполнения других общих дел. В основном налоги взимаются принудительно. Государственный
    суверенитет означает, что власть, существующая в
    гос-ве, выступает как высшая власть, а в мировом
    сообществе - как самостоятельная. В международных отношениях
    суверенитет выражается в том, что власти данного
    гос-ва не обязаны
    юридически выполнять приказы других
    гос-в. Различают
    внутренний и внешний суверенитеты. Внутренний суверенитет- это верховенство в решении внутренних дел. Внешний суверенитет- это независимость во внешних
    делах.
    20. Понятие и правовая основа местного самоуправления
    Местное самоуправление:
    - это право и реальная способность органов местного самоуправления регламентировать значительную часть публичных дел и управлять ею, действуя в рамках закона, под свою
    ответственность и в интересах местного населения;
    - это право осуществляется советами или собраниями, состоящими из членов, избранных путем свободного, тайного, равного, прямого и всеобщего голосования. Советы или
    собрания могут иметь подотчетные им исполнительные органы
    Действующее
    законодательство
    выделяет
    ряд
    обязательных
    атрибутов
    местного
    самоуправления:
    территория,
    население,
    выборные
    органы,
    формы
    непосредственного
    участия
    населения
    местном
    самоуправлении,
    местный
    бюджет,
    местные
    налоги
    сборы,
    муниципальная
    собственность,
    местные
    нормативные акты.
    При характеристике местного
    самоуправления
    необходимо
    различать
    его
    сущностные
    характеристики,
    обусловленные
    политико
    правовой
    природой
    местного самоуправления и внешнее
    выражение,
    то
    есть
    то,
    каким
    образом
    местное самоуправление проявляется во вне. Поэтому необходимо
    рассматривать
    критерии и атрибуты местного самоуправления.
    Под правовой основой местного
    самоуправления понимается совокупность юридических норм, закрепляющих и регулирующих местное самоуправление, из которых в последние годы сложилась новая отрасль российского
    права — муниципальное право. Именно оно вместе с конституционным правом является той фундаментальной основой, на которой возводится ныне муниципальное здание.
    Понятие \"муниципаль...

    Забрать файл

    Похожие материалы:


ПИШЕМ УНИКАЛЬНЫЕ РАБОТЫ
Заказывайте напрямую у исполнителя!


© 2006-2016 Все права защищены