Философия Владимира Соловьева
Дисциплина: ФилософияТип работы: Контрольная
Тема: Философия Владимира Соловьева
Контрольная работа по философии:
ФИЛОСОФИЯ
ВЛАДИМИРА СОЛОВЬЕВА
Содержание
TOC \\o \"1-3\" \\p \" \"
Краткое вступление
PAGEREF _Toc440883796 \\h
Жизненный путь
PAGEREF _Toc440883797 \\h
Предшественники
PAGEREF _Toc440883798 \\h
Философские взгляды
PAGEREF _Toc440883799 \\h
Софиология
PAGEREF _Toc440883800 \\h
Философия любви
PAGEREF _Toc440883801 \\h
Социально-исторические воззрения
PAGEREF _Toc440883802 \\h
Заключение
PAGEREF _Toc440883803 \\h
Литература
PAGEREF _Toc440883804 \\h
Краткое вступление
Фигура Владимира Соловьева является для российской философии в некотором смысле знаковой. В настоящее время существует три подхода к точке зрения на время зарождения
русской философии и на имя ее отца-основателя. Патриотическая славянофильская концепция исходит из того, что русская философия как философия великой нации не могла зародиться слишком
поздно, и ее начало относится к XI-XII веку, к трудам митрополита Иллариона и князя Владимира Мономаха. Сторонники социолого-материалистического подхода считают, что регулярная
философия зародилась в России XIX века, и ее основателем следует считать Чаадаева. Однако существует и третий подход, – идеалистический – и его апологеты утверждают, что первым
русским философом был никто иной, как Владимир Соловьев. Можно оспаривать эту точку зрения, но нельзя сбрасывать со счетов значение личности и трудов великого философа для всей
русской истории. Вл. Соловьев является практически единственным русским философом, разработавшим действительно системную философию, философию охватывающую большую часть сторон жизни
человека, общества и природы.
В то же время для современной русской философии творчество Соловьева является своеобразным откровением. Будучи убежденным и последовательным противником материализма
Соловьев долгое время был закрытым для большинства людей, в той или иной мере заинтересованных философией. В связи с этим, думается, было бы не лишним дать краткое жизнеописание этого
Человека,
действительно с большой буквы.
Жизненный путь
Владимир Соловьев родился 16 января 1853 г. в Москве в семье достаточно известной в России. Отец его знаменитый русский историк, профессор Московского университета, написавший
историю России в 29-и томах. Вл. Соловьев с момента своего рождения был окружен высоконравственными и высокоинтеллектуальными людьми с точки зрения той эпохи. Дед его, Михаил
Васильевич Соловьев, был протоиерей. О нем сохранилось предание как о человеке и возвышенно настроенном, и в то же время весьма склонном к юмору, любившему остроумно шутить и вести
себя весьма непринужденно. Его внуки собирались у него по воскресеньям, причем все были убеждены, что добрый дедушка беседует с Богом и Бог тоже беседует с ним. И если отцу Вл.
Соловьев, пожалуй, обязан своим интеллектуальным стартом, то дед его, безусловно, оказал влияние на религиозное начало. Однажды он подвел восьмилетнего Владимира к алтарю и в
искренней молитве благословил его на служение Богу.
Лосский отмечает, что у Вл. Соловьева, как и у его деда, было это удивительное радостное ощущение жизни. Д. Н. Овсяников-Куликовский, сравнивая Франциска Ассизского и
Владимира Соловьева, пишет по этому поводу: \"Космическая радость бытия и чувство бессмертия у него (Франциска Ассизского) - не производные - интеллектуального порядка - величины и не
фикция, а \"непосредственно данные\" экзальтированного сознания, очарованного наитием божества. Из всех возможных - и невозможных - миров мистический мир Франциска Ассизского
представляется если не самым лучшим, то, бесспорно, самым радостным... И, прежде всего, в этом, для нас столь фантастическом мире отнюдь не скучно: там много радости, много невинной
веселости, там слышен порою беззаботный смех, там встретим незлую шутку, и добрый юмор. Большою ошибкой было бы считать, что мистики этого типа - люди угрюмые,
всегда погруженные в замогильные чаяния,
чуждые живой жизни и земных радостей... Мистики, как Франциск и наш Соловьев, конечно аскеты, но их аскетизм в своем роде умеренный, не доходящий до юродства...-
мистики типа Франциска и Соловьева вовсе не фанатики. Их вера несокрушима, как и их мистическая экзальтация, но у них нет того порабощения личности гнету властной идеи, которое
составляет сущность фанатизма. Это - люди, внутренне свободные, широкие, гуманные; строгие к себе, они снисходительны к другим\".
Безусловно, вся философия Соловьева в той или иной мере носит характер мистический. Однако, как отмечает Лосский, \"один из аспектов мистики в понимании Соловьева - отнюдь
не что-то невозможное и глупое, а наоборот, цельное восприятие жизни, при котором каждому явлению придается какой-то свой смысл, но не с пафосом и страшным выражением на лице, как
часто делают наши \"колдуны\", но с той же легкостью, с какой мы понимаем правила сложения\". В юности Владимиру часто снились вещие сны и являлись видения. София, один из краеугольных
камней мировоззрения Вл. Соловьева являлась ему в качестве видения, видения носящего телесный характер, трижды.
В одном из стихотворений, \"Три свидания\", которое он пишет уже на финише жизненного пути о первом таком явлении сказано:
Алтарь открыт… Но где же священник, дьякон?
И где толпа молящихся людей?
Страстей поток, - бесследно вдруг иссяк он.
Лазурь кругом, лазурь в душе моей.
Пронизана лазурью золотистой,
В руке держа цветок нездешних стран,
Стояла ты с улыбкою лучистой,
Кивнула мне и скрылася в туман.
Реалии русского бытия толкают Вл. Соловьева на путь в достаточной мере стандартный для русского философа. В тринадцать лет он переживает острейший религиозный кризис,
отразившийся на всей дальнейшей судьбе ученого. Нигилизм побеждает. Выбросив в сад иконы, Соловьев встает на материалистическую точку зрения, его идеалами стали социализм и коммунизм.
Позже, однако, Соловьев осознал несостоятельность как коммунизма - \"упрощенной философии\" так и всего материализма в целом, как односторонней системы. Только изучив Шеллинга и Гегеля,
Вл. Соловьев создает собственную философскую систему. Окончив в 1859 г. гимназию с золотой медалью, Вл. Соловьев поступает в Московский университет, на физико-математический
факультет, где изучались также и все естественные науки. Он увлекался тогда биологией, но, вероятно, это был не его путь, и, провалив один из экзаменов на II курсе, Вл. Соловьев
переходит на историко-филологический факультет и всерьез занимается философией.
С этого момента начинается подлинно научная деятельность. Первая его серьезная работа - магистерская диссертация \"Кризис западной философии (против позитивистов)\" сразу
обращает на себя внимание. Язык его прост и убедителен, что, однако, сочетается с глубиной и широтой исторического материала. После защиты диссертации Вл. Соловьев получает должность
доцента на кафедре философии Московского университета, затем на год уезжает в Британию, где работает в Британском музее. Вернувшись в Россию, он, по причине склоки, переводится в
Петербургский университет. После прочтения лекции, в которой он призывал ...