Немецкая классическая философия
Дисциплина: ФилософияТип работы: Контрольная
Тема: Немецкая классическая философия
Министерство экономического развития и торговли РФ
Государственное общеобразовательное учреждение высшего профессионального образования
Контрольная работа
по курсу «Философия»
Тема 7: «Немецкая классическая философия»
Выполнил
Проверила:
Саратов 2004
ПЛАН
ВВЕДЕНИЕ
1.Философская система трансцендентального идеализма И. Канта
2. Диалектический метод в философии Гегеля
3. Проблема «человек-общество» в антропологическом материализме Л. Фейербаха
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Список использованной литературы
ВВЕДЕНИЕ
Развитие немецкой классической философии было одним из важнейших выражений эпохального подъема духовной культуры, начавшегося в германских государствах с середины VIII в. и
имевшего другим своим проявлением, главным по воздействию вширь на общественное сознание, классическую немецкую литературу, корифеями которой считаются Г. Э. Лессинг, И. В. Гёте, Ф.
Шиллер, Г. Гейне. Этот подъем был включен в общеевропейское движение общественной мысли, получившее название Просвещения.
Немецкая классическая философия развивалась в эпоху глубочайших изменений, которые происходили в экономической, социально-политической и духовно-идеологической жизни всей
Европы, прямо или косвенно затрагивая также немецкие государства и становясь предметом осмысления живших в них философов, чей мировоззренческий кругозор при всей его определенности
условиями своей страны не был национально ограниченным.
Вместе с тем, уже в конце ХVIII столетия стало очевидно, что философия Нового времени себя исчерпала: теперь она не могла ни мировоззренчески обобщить достигнутый уровень
человеческого познания, ни служить основой дальнейшего развития научных знаний. Наука это времени уже переступила рамки механистических взглядов на мир Декарта, Лейбница, Ньютона,
и на практике показала диалектическую противоречивость действительности, ее постоянную изменчивость. Стали развиваться физика и химия, продвинулось вперед изучение органической
природы. Открытия в области математики, учение Ламарка об обусловленности развития организма окружающей средой, астрономические, геологические, эмбриологические теории, а также
теории развития человеческого общества — все это со всей остротой и неизбежностью выдвигало на первый план идею развития как теорию и метод познания действительности.
Философски обобщить состояние и уровень достигнутого наукой постижения мира и тем самым открыть путь новым, невиданным в истории человечества научным открытиям во всех
областях знания легло на плечи немецких философов.
Философская система трансцендентального идеализма
И. Канта
Иммануил Кант родился 22 апреля 1724 года в городе Кенигсберге в семье шорника Иогана Георга Канта. В семье было пятеро детей. Маленького Иммануила воспитывали в обстановке
уважения к труду, честности и пуританской строгости.
В1730 году Кант поступил в начальную школу, а в 1732 году
по совету друга семьи Кантов, пастора Франца Альберта Шульца, мальчика отдали в государственную церковную гимназию – «коллегию Фридриха», на латинское отделение. Благодаря
природным способностям и прилежанию Кант, несмотря на хилое здоровье, был одним из лучших учеников гимназии. Его родители хотели, чтобы мальчик стал священником, но под влиянием
преподавателя латыни Кант увлёкся античной поэзией, филологией и неприязненно относился к внешним проявлениям религиозного культа.
Осенью 1740 года в возрасте 16-ти лет Кант поступил в Кенигсбергский университет. До сих пор неизвестно точно, на каком факультете он учился, так как в сохранившихся списках
студентов нет указаний на то, к какому факультету относился каждый из них. Первые биографы Канта полагали, что он выбрал теологию, однако, проанализировав перечень предметов, которым
будущий философ уделял наибольшее внимание, можно сделать вывод, что он, вероятно, учился на медицинском факультете. Гимназическое увлечение филологией сменилось интересом к физике и
философии.
На четвёртом году обучения Кант принялся за первое самостоятельное сочинение
по физике. Первую свою работу «Мысли об истинной оценке живых сил» он писал с 1743 по 1746 год. Она представляла собой попытку выступить арбитром в споре
Картезианцев и Лейбницев об измерении кинетической энергии. Кант, сам того не ведая, по сути лишь повторил решение Даламбера. Однако работа содержала ряд оригинальных умопостроений,
в том числе рассуждения о связи трех мерности пространства и закона всемирного тяготения.
В 1747 году, не защитив магистерской диссертации, Кант впервые покидает Кенигсберг и в течение
нескольких лет работает домашним учителем, посвящая, однако большую часть своего времени самообразованию. В этот период Кант написал рукопись по астрономии
«Космогония или попытка объяснить происхождение мироздания, образование небесных тел и причины их движения общими законами развития материи в соответствии с теорией Ньютона». Статья
была написана на конкурсную тему, предложенную Прусской академией наук, но молодой учёный не решился принять
участие в конкурсе. Несколько позднее, в конце лета 1754 года, Кант публикует вторую статью, посвященную также вопросам космогонии, - «Вопрос о том, стареет ли
Земля с физической точки зрения». Эти две статьи были прелюдией к космогоническому трактату «Всеобщая естественная история и теория неба», который был вскоре написан. В нем Кант
разрабатывал «небулярную» космогоническую гипотезу об образовании планетной системы из первоначальной туманности. Одновременно с этим, высказывалась догадка о существовании Большой
системы галактик вне нашей Галактики, и доказывалось замедление - в результате приливного трения - суточного вращения Земли.
Кроме того, он развил учение об относительности движения и покоя, а так же сделал важные шаги в области биологии и антропологии, а именно: наметил идею
генеалогической классификации животного мира и выдвинул идею естественного развития человеческих рас.
Вернувшись в Кенигсберг, Кант решает завершить свое образование должным образом и 17 апреля 1755 года попадает на философский факультет магистерскую диссертацию «Об огне», а
через четыре недели сдаёт устный магистерский экзамен. Вторая диссертация Канта, написанная специально для
«габилитации», называлась «Новое освещение первых принципов метафизического познания». Защитив её, учёный получил звание приват-доцента.
1762 год был переломным для философа. Принято считать, что важнейшую роль в новых исканиях Канта, которые в дальнейшем привели к созданию его критической философии, сыграло
знакомство с творчеством Жан-Жака Руссо. Руссо стал для Канта, по признанию последнего, «вторым Ньютоном». Если под влиянием ньютоновских формул философ сформировал свои взгляды на
космос, устройство солнечной системы, мир в целом, то парадоксы Руссо помогли ему заглянуть в тайники человеческой души.
Итак,
с 1770 года начинается критический период в творчестве Канта. Предпосылкой критической философии стало его учение о вещах в себе и явлениях, существующих
независимо от нашего сознания. Целью...