Инженерное творчество. Этапы проектирования шариковой ручки
Дисциплина: ТехническиеТип работы: Контрольная
Тема: Инженерное творчество. Этапы проектирования шариковой ручки
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
БРЯНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
Кафедра: «Технология машиностроения»
Предмет:
Инженерное творчество.
КОНТРОЛЬНАЯ
РАБОТА
Вариант № 31
Студент группы З-04 ТМ1
Малашенко Д.В.
Зачётная книжка №
04.0231
Преподаватель
Чемодуров
А.Н.
Брянск 2006
Содержание:
Понятия , «Зн
ание», «Н
авык», «Умение»……………………………3 стр.
. Метод
контрольных
вопросов……………………………………………….4 стр.
III. Задача:
Рассмотреть этапы проектирования шариковой ручки
Эвристическим методом
»…………………………………………………………..6 стр.
Список используемой литературы.……………………………….…….15 стр.
Понятия , «Зн
ание», «Н
авык», «Умение» .
Зн
ание
проверенный практикой результат познания действительности, верное её отражение в сознании человека. Знание противоположно незнанию, т. е. отсутствию проверенной информации о
чём-либо. Элементарные знания, обусловленные биологическими закономерностями, свойственны и животным, у которых они служат необходимым условием жизнедеятельности организма, реализации
его поведенческих актов. Знания могут быть житейскими, донаучными художественными и научными, а последние — эмпирическими и теоретическими. Житейские знания, как правило, сводятся к
констатации фактов и их описанию, тогда как научные знания поднимаются до уровня объяснения фактов, осмысления их в системе понятий данной науки, включаются в состав теории. Сущность
научных знаний заключается в понимании действительности в её прошлом, настоящем и будущем, в достоверном обобщении фактов, в том, что за случайным оно находит необходимое,
закономерное, за единичным — общее и на этой основе осуществляет предвидение. Мышление человека постоянно движется от незнания к знанию, от поверхностного к всё более глубокому и
всестороннему знанию.
авык
доведённое до автоматизма умение решать тот или иной вид задачи (чаще всего — двигательной). Всякий новый способ действия, протекая первоначально как некоторое самостоятельное,
развёрнутое и сознательное действие, затем в результате многократных повторений может осуществляться уже в качестве автоматически выполняемого компонента действия, т. е. навык в
собственном смысле слова. В отличие от привычки, навык, как правило, не связан с устойчивой тенденцией к актуализации в определенных, условиях. Отдельные этапы образования двигательного
навыка подробно прослежены в работах советского психолога Н. А.
Бернштейна
: исходя из концепции умственных действий, сделаны первые попытки планомерного формирования навыка. В экспериментах с животными хорошо изучены навыки прохождения
лабиринтов, нахождения «обходного пути» (вокруг преграды), инструментальные навыки и др. С повышением общего уровня организации животного возрастает лабильность навыков, способность к
переносу накопленного опыта в новые ситуации. Большое практическое значение имеет
дрессировка
, когда
авык вырабатываются под целенаправленным воздействием человека.
Умение
Навык в каком-нибудь деле, опыте.
Умение вид опыта личности, приобретённый как совокупность знаний и гибких навыков, давший положительный перенос, обеспечивающий возможность выполнения определённой деятельности
или действия в новых условиях. Проходя через ряд этапов формирования умения, оно в конечном счёте перерастает в мастерство.
Умение отличается от опыта и навыка творческим подходом.
. Метод
контрольных
вопросов.
Метод контрольных вопросов является одним из методов психологической активизации творческого процесса. Цель его - с помощью наводящих вопросов подвести к решение задачи.
Списки таких вопросов предлагались различными авторами с 20-х годов нашего столетия. Суть метода состоит в том, что изобретатель отвечает на вопросы, содержащиеся в списке, и в связи
с ними рассматривает свое задачу. широко универсальные вопросники, составленные А.Осборном, Т. Эйлоартом, Д.Пирсоном и другими. Они состоя? из различного числа вопросов За рубежом
чаще пользуется вопросником, разработанным А.Осборном содержащим 9 групп вопросов.
1 Какое новое применение техническому объекту вы можете предложить? Возможны ли новые способы применения? Как модифицировать известные способ» применения?
Возможно ли решение изобретательской задачи путем приспособления, упрощения, сохранения? Что напоминает вам данный технический объект? Вызывает ли аналогия новую идею? Имеется
ли в прошлом аналогичные проблемные ситуации, которые можно использовать? Что можно скопировать? Какой технический объект нужно опережать?
3. Какие модификации технического объекта возможны? Возможна ли модификация путем вращения, изгиба, скручивания, поворота? Какие изменения назначения (функции), цвета движения,
запахи, формы, очертания возможна? Другие возможные изменение?
4. Что можно увеличить в техническом объекте? Что можно присоединить? Возможно ли увеличение времени службы, воздействия? Увеличить частоту, размеры, прочность? Повесить
качество? Присоединить
повив ингредиент? Дублировать? Возможна ли мультипликация рабочих «дементов или всего объекта? Возможно ли преувеличение, гиперболизация элементов или всего объекта?
5. Что можно в техническом объекте уменьшить? Что можно заменить? Можно ли что-нибудь уплотнить, сжать, сгустить, конденсировать, применить способ миниатюризации, укоротить,
сузить, отделить, раздробить?
6. Что можно в техническом объекте заменить? Что, сколько замещать и с чем? Другой ингредиент? Другой материал? Другой процесс? Другой источник энергии? Другое расположение?
Драгой цвет, звук, освещение?
7. Что можно преобразовать в техническом объекте? Какие компоненты можно взаимно заменить? Изменить модель? Изменить разбивку, разметку, планировку? Изменить последовательность
операций? Транспонировать причину и эффект? Изменить скорость или теми? Изменить режим?
8. Что можно в техническом объекте перевернуть наоборот? Транспонировать положительное и отрицательное. Нельзя ли обменять местами противоположно размещенные элементы? Повернуть
их задом наперед? Перевернуть низом вверх? Обменять местами? Поменять ролями? Перевернуть зажимы?
9. Какие новые комбинации элементов технического объекта возможны? Можно ли создать смесь, сплав, новый ассортимент, гарнитур? Комбинировать секции, узлы, блоки, агрегаты?
Комбинировать цели? Комбинировать привлекательные признаки? Комбинировать идеи?
Метод контрольных вопросов является усовершенствованием метода проб и ошибок. В сущности, каждый вопрос является пробой (или серией проб). Составляя списки вопросов, их авторы,
естественно, отбирает из изобретательского опыта наиболее сильные вопросы. Поэтому рассматриваемый метод сильнее обычного метода проб и ошибок. Но отбор без понимания внутренней
механики изобретательства приводит к накоплении в списках внешних поверхностных вопросов. Поэтому область применения метода - задачи второго уровня.
III. Задача:
Рассмотреть этапы проектирования шариковой ручки
Эвристическим методом
Введение:
Какой ручкой мы пишем? Шариковой? А помните, как когда-то макали стальное перышко в черниль...