Аграрные преобразования на Северном Кавказе

    Дисциплина: Разное
    Тип работы: Контрольная
    Тема: Аграрные преобразования на Северном Кавказе

    Министерство экономического развития Российской Федерации
    Российский государственный торгово-экономический университет
    Ростовский Институт
    (Шифр КП 00007)
    Контрольная работа
    по дисциплине:
    «Проблемы развития
    экономической истории Дона
    и Северного Кавказа »
    Тема: «Аграрные преобразования на Северном Кавказе
    Работу выполнил:
    студент
    третьего курса
    заочной формы обучения
    факультета
    коммерции
    Ростов-на-Дону
    2004 г.
    Содержание:
    Введение
    Аграрные преобразования на Северном Кавказе
    Земельная реформа на Северном Кавказе
    Перераспределение земельного фонда на Северном Кавказе
    Подымный сбор
    Отмена крепостного права на Тереке и Кубани
    Отмена крепостного права на Дону и в
    Ставрополье
    Разработка крестьянской реформы на Дону
    Проведение крестьянской реформы на Дону
    Крестьянская реформа в Ставропольской губернии
    Отмена рабства в Дагестане и крестьянская реформа 1913 г.
    Заключение
    Список использованной литературы
    Введение
    Развитие края в составе империи оказалось подчинено общим процессам экономической и социально-политической эволюции России в XVIII- начала XX вв. Условия и характер взаимодействия
    различных групп населения его определялись социальной и этнической политикой центральной власти, а также процессом модернизации, в который страна постепенно вовлекалась как общим ходом
    развития европейского мира, так и вполне целенаправленной реформаторской деятельностью царизма.
    Вместе с тем юго-восточная окраина Европейской России отличалась зримым своеобразием хозяйственного уклада и образа жизни, составом и обликом населения.
    Определялось это в первую очередь тем, что в общий контекст исторического развития страны оказались включенными территории, на которых сложились и существовали уникальная горская
    цивилизация и весьма специфичная казачья культурно-историческая общность. Это предопределяло сложность и неоднозначность процесса их интеграции как в единую хозяйственную систему
    империи, так и в ее социальную и политическую жизнь.
    В составе Российской империи сложно отыскать хотя бы еще один регион с таким же пестрым этническим и социальным составом населения, причем структура его стала, по
    сравнению с предыдущими веками развития, более дробной и сложной в процессе российской колонизации территории. При этом имперская политика ставила различные сословия и этносы в весьма
    неравное положение, разделяя их на привилегированные,
    полупривилегированные и непривилегированные, что способствовало росту противоречий и конфликтов как между ними, так и отдельных групп населения с властью.
    Неизбежным результатом жизни в составе империи стали и взаимное приспособление столь разных соседей друг к другу, и деформация
    социокультурных устоев и традиций жизни, характерных для таких своеобразных групп населения края, как этносы Северного Кавказа и казачество, хотя последнее, несомненно, в
    большей степени адаптировалось за два с небольшим столетия к жизни в царской России и к условиям несения военной службы государю.
    Аграрные преобразования на Северном Кавказе
    В отличие от Центральной России, на Северном Кавказе аграрно-крестьянская реформа проводилась в два этапа. Первым этапом была земельная реформа (размежевание земель и определение их
    юридического статуса), вторым – ликвидация рабства и освобождение крестьян от личной зависимости.
    При проведении земельной реформы в крае российская администрация отдавала приоритет общинному землевладению и землепользованию, что еще более сближало горские районы с русскими
    губерниями. Однако в полном объеме размежевание земель было проведено только в
    Кабарде и Осетии. Одновременно с наделением землей крестьян происходило перераспределение земельного фонда в пользу местных феодалов, преданных российской власти
    представителей других горских народов и российских военных. Непосредственным результатом проведения земельной реформы на Северном Кавказе стало введение с 1 января 1866 г.
    государственной поземельной подати, известной как «подымный сбор».
    С начала 60-х гг. XIX в. русская администрация на Северном Кавказе проводила и освобождение зависимого населения. В Терской и Кубанской области было ликвидировано крепостное право, а
    в Дагестане отменено рабство. При этом условия освобождения рабов, дворовых и крестьян были более тяжелыми, чем на Дону или в Центральной России. Большая часть крестьян-рабов Дагестана
    оставалась в крепостной зависимости от беков до 1913 г.
    Земельная реформа на Северном Кавказе
    Аграрные преобразования на Северном Кавказе строились на сочетании двух принципов землевладения – общинного и частного и призваны были дать горцам землю на плоскости на основе
    общинного права, выделив в то же время часть земель в частную собственность (феодалам и лицам, находящимся на русской службе и преданным русскому правительству).
    В мае 1863 г. в Терской области образовали Комиссия по разбору личных и поземельных прав (Терская сословно-поземельная комиссия) под председательством кабардинца Д. С.
    Кодзокова. В основу своей работы она приняла положение, что «земля, занимаемая жителями на плоскости, есть казенная» и находится в пользовании крестьян на общинном праве. В
    Кабарде 29 августа 1863 г. местные феодалы подписали акт, которым вся земля признавалась общинной. Он стал отправным пунктом земельной реформы. Осетинская и
    балканская знать отказалась подписать подобные акты, но комиссия
    Кодзокова сочла необходимым ввести и в Осетии общинное владение землей.
    Кабарде при проведении размежевании земель происходило укрупнение аулов. Норма наделения колебалась от 36 до 41
    дес. на двор, но около 2/3 надела составляли неудобные земли. В среднем на одну душу у крестьян приходилось от 3,6 до 8
    дес. земли. Аулы получали землю на праве общинного владения, за передаваемые государством участки члены общины несли государственную и поземельную повинность. Для наделения
    князей и дворян устанавливались следующие нормы: князьям в среднем по 500, а дворянам по 250
    дес. на двор.
    В Осетии процесс размежевания земель начался в 1853 г. и продолжался до 1867 г. В 1853-1856 гг. были отведены земли семействам знати (
    алдарам) и зависимому крестьянскому населению при нормах размежевания – по 225
    дес.
    алдарам и 36-37
    дес. на крестьянский двор. Но при этом земли не получили 49 дворов
    алдар, которых переселили на правый берег Терека, и 334 крестьянских двора. Затем земельные наделы были распределены между аулами в соответствии с количеством входящих в
    них дворов, причем
    алдары либо включались в состав аульных обществ (получая на двор по 40
    дес.), либо получали право на земельные наделы в Кубанской области (до 300
    дес. на двор).
    В Кубанской области размежевание земель происходило на основании проекта «Положения об устройстве поземельного быта горских племен Кубанской области» (1861 г.), по которому крупные
    феодалы получали огромные поместья в индивидуальное потомственное пользование, дворяне – от 100 до 200
    дес. в фамильное пользование, а крестьяне-общинники – по 7
    дес. на душу м.п. на правах общинного владения.
    Общий пересмотр ...

    Забрать файл

    Похожие материалы:


ПИШЕМ УНИКАЛЬНЫЕ РАБОТЫ
Заказывайте напрямую у исполнителя!


© 2006-2016 Все права защищены