Установление фашистской диктатуры в Германии
Дисциплина: ПолитологияТип работы: Контрольная
Тема: Установление фашистской диктатуры в Германии
ВВЕДЕНИЕ
В странах, потерпевших поражение в Первой мировой войне, и прежде всего в Германии, были дополнительные причины для возникновения
фашизма. Одной из них было чувство унижения, которое испытывала нация в связи с выплачиваемой репарацией странам-победительницам за причиненный им ущерб, что в официальной пропаганде
и на бытовом уровне в те годы расценивалось не иначе как «величайший позор» германской нации, который можно смыть только новой кровью. Фашистские лидеры успешно использовали этот
момент, сознательно подогревали реваншистские настроения.
В Германии, пострадавшей от кризиса сильнее других стран, усилилось революционное брожение. В результате там сложились, однако,
условия, благоприятные вовсе не для социальной революции, а для ее диаметральной противоположности – легального прихода к власти фюрера фашистского движения Адольфа Гитлера и его
партии.
Нацисты объявили этот акт «национальной революцией», но он был гораздо более похож на превентивную контрреволюцию. Жестокий
диктаторский режим, установленный в 1933 г., упразднил парламентаризм и демократию, взял курс на мобилизацию всех ресурсов страны для милитаристского реванша и внешней
агрессии.
Идеология фашизма представляла собой особую систему, которая способствовала тому, что из сознания людей вытравливалось
все, что было связано с демократическими традициями, гуманизмом, любовью к свободе, стремлением к духовным ценностям.
Экономическая стабилизация после 1923 г. пробудила в мелкобуржуазных слоях новые надежды и способствовала временному спаду влияния
ультраправых, но «великий кризис»1929-1932 гг. вновь вверг многих людей в отчаяние. Поддержка нацистов в Германии стала стремительно расти: на парламентских выборах 1928 г. их партия
получила всего 2,6% голосов, в 1930 г. – уже 18,3%, в июле 1932 г. – 34,7% голосов избирателей.
Почва для взращивания нацистского зерна
Почему же люди становились участниками фашистского движения? Психологические мотивы, которыми они руководствовались, сформировались,
прежде всего, под влиянием распада устоявшихся общественных отношений. В эпоху господства гигантских концернов и бюрократических структур окончательно складывалось из разрозненных
индивидов, так называемое, «массовое общество» с аморфной социальной структурой. Если прежде человек был в значительной мере растворен в системе традиционных групповых, местных,
религиозных и иных связях, то теперь он оказывался один на один с миром и потому ощущал утрату своего места в социуме, потерю самого смысла существования.
Люди по-разному реагируют на разрушение привычных социальных взаимоотношений, в том числе и деструктивно. Человек может
искать замену исчезающим связям, некую внешнюю силу в виде государства, нации, движения, вождя или идеи, с которыми он мог бы себя идентифицировать. Такую реакцию самоотречения
известный психоаналитик Э. Фромм характеризовал как «садо-мазохистскую», поскольку она соединяет в себе стремления господствовать над более слабыми и рабски покоряться высшим и
сильным. Другой тип агрессивной реакции – разрушительность, нацеленная уже не на подчинение, а на уничтожение объекта как части мира, в котором человек чувствует себя одиноким и
униженным.
Все эти типы реакции сыграли свою роль в возникновении фашистских движений и в приходе фашизма к власти. Фашистские
лозунги, направленные против господства крупного капитала, находили наибольший отклик именно в среде мелких предпринимателей, торговцев, лавочников, ремесленников и служащих. Им,
бунтовавшим против своих могущественных монополистических конкурентов и банков, импонировали заявления вождей, которые именовали их, «маленьких людей», исполнителями высшей миссии
нации, истории и проведения, средоточием воли и активности.
Было бы, однако, неверно видеть в фашизме чисто мелкобуржуазный феномен или полагать, что авторитарные черты характера и
соответствующие реакции и настроения были распространены только в этой социальной среде. Ими было захвачено немало трудящихся, также принявших участие в фашистских движениях.
Чудовищное давление, оказываемое на членов общества постоянным напряжением, монотонным трудом, неуверенностью в завтрашнем дне, растущей зависимостью от мощных государственных и
экономических структур контроля и подчинения, усилило раздражимость и скрытую агрессивность, которая легко переводилась в русло расизма и ксенофобии. С другой стороны, массированное
воздействие индустрии средств информации и обработки общественного сознания все сильнее навязывало людям определенные нормы и ценности, социальные роли, приучая менять их, как маски,
в различных ситуациях, что препятствовало формированию целостных, автономных личностей и разрушало способность к критическому восприятию мира и различных доктрин. В ходе своеобразного
жесткого отбора члены общества с детства привыкали соблюдать те правила мышления и поведения, которые позволяли им выжить в острой повседневной борьбе за существование.
Таким образом, массовое сознание оказалось в значительной мере подготовленным к восприятию тоталитаризма всей
предшествующей историей развития капитализма и государства.
По мнению немецкого философа М. Хоркхаймера «Фашизм всплыл на поверхность тогда, когда общее экономическое положение потребовало
планируемой организации и когда руководящие силы перевели потребность в таком планировании в угодное для них русло».
Борьба за власть
Что же позволило нацистам совершить такой рывок? Национал-социалисты были в полном смысле слова «буржуазной партией нового
типа».
Организованный при обществе «Туле» политико-пропагандистский филиал («Свободный немецкий комитет борьбы за немецкий мир») и
«Политический рабочий кружок», созданный слесарем А. Дрекслером, объединились в январе 1919 г. в «Немецкую рабочую партию». Затем она была переименована в «Национал-социалистическую
немецкую рабочую партию». Позже в нее влились представители армейских кругов (райхсвера), в их числе А.Гитлер и будущий вождь штурмовиков Э.Рэм.
Жестко централизованная, со строгой внутрипартийной дисциплиной, построенная по принципу «вождизма» (фюрерства), эта организация
превратилась в мощную, мобильную силу, способную как таран, сокрушить своих противников. Однако, успех нацистов объясняется не только и не столько особенностями оргструктуры их
партии. Гитлер предложил немцам собственную программу развития общества, у которой с одной стороны, не было аналогов, а с другой – в ней находились мотивы, привлекательные для самых
различных социальных групп. В центре мировоззрения нацистов было несколько идей. Они исходили из того, что мир разделен не по классовому признаку, как утверждали последователи Маркса,
а по национальному. Нация является той основной единицей, из совокупности которых формируется мировое сообщество. Нации не равноценны: есть высшие, а есть и низшие. Немцы,
естественно, относятся к числу высших, у них была, по мнению будущего фюрера немецкого народа, особая историческая миссия – стать главной движущей силой создания «нового мирового
порядка».
...