Основной 60 летний ритм развития культуры ХХ века 1923-1983 гг.
Дисциплина: КультурологияТип работы: Контрольная
Тема: Основной 60 летний ритм развития культуры ХХ века 1923-1983 гг.
«Культурология»
Реферат по теме:
«Основной 60 летний ритм развития культуры ХХ века 1923-1983 гг.»
Выполнил
План контрольной работы:
Сравнительный анализ главных элементов материальной и духовной культуры 11,5 летних подритмов 1923-1983 годов
Пары полярных обществ как один из движущих механизмов культурного прогресса мирового сообщества.
Специфика эволюции правоприменительной практики в отношении к ультрапроявлениям различных направлений культуры от начала к концу 60 летнего ритма.
Сравнительный анализ главных элементов материальной и духовной культуры 11,5 летних подритмов 1923-1983 годов
Если рассматривать шестидесятилетний период истории, касающийся становления и развития Советского государства то его условно можно разделить на пять подритмов и в каждом
подритме можно выделить основные элементы развития Советской культуры, в итоге мы получим таблицу, показанную на странице №2 Более детальное объяснение и описание этой таблицы
приводится ниже.
Архитектура
Гражданская война и иностранная интервенция 20-х годов отодвигают начало работ по осуществлению крупных хозяйственных строек. В это время проводились самые необходимые
восстановительные и хозяйственные работы. Одной из первых задач периода восстановления была электрификация России; план ГОЭЛРО, утвержденный в 1921г.
VIII
съездом Советов. По этому плану предполагалось за 10 – 15 лет построить 30 крупных электростанций. Восстанавливались и расширялись действующие заводы, построенные ещё до
революции. Разрабатываются планы реконструкции городов, типовые проекты жилищ.
Проектируются посёлки при промышленных предприятиях, в которых планировочное слияние элементов архитектуры жилища, общественной среды и производства рассматривается как
необходимое условие гармоничного развития новой личности.
Многочисленные конкурсы стали главной ареной формирования творческих позиций советских архитекторов. С 1923 г. начинается конкурсное проектирование Дворца Труда, а с 1931 г. – Дворца
Советов.
Реализацию обширных планов строительства ограничивала нехватка ведущих конструкционных материалов: металла, цемента. Сооружения первой Всероссийской сельскохозяйственной и
кустарно-промышленной выставки (1923 г.) были деревянными. Но, несмотря на все сложности именно в это время возникают такие смелые по замыслу и исполнению сооружения башня
радиостанции «Коминтерн» на Шаболовке (1922 г. инженер Шухов В.Г.).
Очень своеобразным было творчество К.С. Мельникова. В его проекте клуба им. Русакова за образную основу объема здания принят сегмент гигантской шестерни, в «зубцах» которой
части зрительного зала могли составлять единое пространство или функционировать как отдельные аудитории. В проводившейся в Париже в 1925 г. выставке Советскую архитектуру представлял
павильон СССР, выполненный по проекту Мельникова и в последствии включенный в золотой фонд мировой архитектуры. Революционные идеи, могучий размах строительства в СССР стимулировали
новаторство. Многие идеи, опередившие своё время, остались неосуществлёнными. В СССР приезжают прогрессивно мыслящие архитекторы Западной Европы, США.
А.В. Щусеву принадлежит авторство одного из наиболее яркого проявления советской архитектуры – Мавзолея В.И. Ленина, в формах которого он попытался создать величественный
памятник основателю первой социалистической страны. Возведённый сначала в дереве (1924 г.) Мавзолей был перестроен в 1930 г.
В годы первой пятилетки (1929-1932 гг.) разворачивается промышленное строительство. Возводятся первые машиностроительные заводы, заводы тяжёлой индустрии, металлургические
комбинаты. Их строительством решалась задача укрепления индустриальной и оборонной мощи страны. При заводах проектировались клубы, спортивные комплексы и оздоровительные центры, была
разработана система культурно-бытового обслуживания.
По плану ГОЭЛРО были сооружены Волховская ГЭС, ДнепроГЭС. В монументальной архитектуре плотин здания, был отражён героический труд советских людей.
Скоростное строительство требовало перехода на сборное домостроение и использование металла и железобетона. Создаются первые заводы стандартных деталей и заводы железобетонных
конструкций. С 1930 г. начинает строится Беломорско-Балтийский канал.
По плану реконструкции Москвы начатой в 1935 г. планировалось строительство зелёных массивов парков, сливающихся с пригородными лесами (Измайловский, Сокольнический,
Останкинский), ЦПКиО им. Горького на берегу Москвы-реки. Главная магистраль столицы – улица Горького была расширена и застроена жилыми многоэтажными зданиями.
Опыт реконструкции Москвы использовался при проведении градостроительных работ в Ленинграде, Киеве, Тбилиси, Ереване, Новосибирске и других городах.
За период с 1932 по 1939 г. в Москве введены в строй две очереди скоростной подземной железной дороги – метрополитена. В Московском метро был создан грандиозный подземный
архитектурный ансамбль. Тенденции того времени особенно ярко проявились в украшении сооружений ВСХВ (Всесоюзной сельскохозяйственной выставки) в Москве (1937 – 1939 гг.). Богатая,
насыщенная архитектура ВСХВ стала своеобразным форумом архитектурных форм и находок.
В строительстве жилого сектора применялись наиболее экономичные планировочные варианты типовых секций, индустриальные способы строительства.
Война принесла колоссальные разрушения стране. В развалинах лежали сотни городов, тысячи деревень, десятки тысяч промышленных предприятий, школ и больниц, сотни вузов, музеев,
театров, бесчисленное множество архитектурных памятников. Главные усилия страны были направлены на восстановление самого необходимого – заводов, больниц, школ.
Для ввода в строй новой жилой площади, запланированной в первой послевоенной пятилетке, необходимо было переходить к индустриальным методам строительства. Разрабатывались
типовые проекты сборных жилых домов, и с 1954 г. начато строительство новых заводов железобетонных конструкций.
Высшим проявлением ведущих в 50-е годы позиций в отношении художественной образности советской архитектуры стали 7 высотных домов в Москве, строившихся с 1948 по 1953 г. Эти
здания придали новые масштабные соотношения и своеобразие городскому пейзажу Москвы. В планах реконструкции разрушенных городов: Минска, Киева, Волгограда и других, общегородскими
центрами стали главные магистрали с системой площадей, застроенные жилыми и общественными зданиями.
Продолжалось строительство метрополитена. В архитектуре станций Комсомольская-кольцевая, Новослободская, Белорусская легко узнать стиль эпохи по богатству украшений, обилию
цвета, мрамора, тщательным отделочным работам. В 1955 г вступил в строй Ленинградский метрополитен.
К шестой пятилетке (1954 г.) был накоплен большой и разнообразный опыт строительства типовых жилых зданий различных конструктивных систем. Жилой дом превратился в рядовой
«кирпичик» новой архитектуры. Все постройки теперь решались как элементы взаимосвязанной городской среды. Свободная планировка, в противовес традиционной городской квартальной
строчной застройке, решала на новом уро...