УКП

    Дисциплина: Культурология
    Тип работы: Контрольная
    Тема: УКП

    УКП. Московский Государственный Открытый Университет.
    Контрольная работа
    По дисциплине: Культурология
    Тема: Античная культура
    Руководитель: Петрушин Александр Яковлевич
    Выполнил: Юрков Сергей Олегович
    Специальность: 190601
    Шифр: 706770
    Курс: 1
    2006 – 2007
    Тема: Античная культура.
    План.
    Древняя Греция.
    1. Культура Древней Греции как начало и парадигма европейской культуры.
    2. Периодизация культуры Древней Греции и общая характеристика историко-культурных периодов.
    а) крито-микенская культура;
    б) гомеровская эпоха (XI-IX вв. до н.э.);
    в) архаическая эпоха (VIII-VI в. до н.э.);
    3. Афины.
    а) возникновение государства;
    б) реформы Солона и Клисфена;
    в) демократия в V в до н.э.;
    г) основные черты афинского права;
    д) воспитание и образование.
    4. Спарта.
    а) особенности общественного строя;
    б) организация власти;
    в) воспитание и образование.
    5. Миф и религия в культурной жизни греков.
    6. Литература.
    а) Гомер;
    б) древнегреческая драматургия;
    в) древнегреческая лирика.
    7. Искусство.
    а) искусство Трои, Крита и Микен;
    б) искусство геометрического орнамента;
    в) искусство эпохи архаики;
    г) искусство классики;
    д) искусство эпохи эллинизма.
    II. Древний Рим.
    1. Государство в Древнем Риме (полисные основы римской культуры, социальная стратификация, от республики – к империи).
    2. Возникновение и распространение христианства.
    3. Поэзия.
    4. Театр.
    5. Искусство Древнего Рима.
    III. Общецивилизационное значение культуры.
    Список литературы:
    культурологии. Под научной редакцией Р.В. Драча.
    и Жидков О.А.
    Шабаева.
    I. Древняя Греция.
    1. Культура Древней Греции как начало и парадигма европейской культуры.
    Каждый период в истории культуры по-своему ценен. Но не случайно особую роль исследователи отводят античной (особенно греческой) культуре. И литература, и искусство, и философия
    Древней Греции стали отправной точкой в развитии европейской культуры. Географические рамки – территория Древней Греции и Рима, хронологические – от истоков крито-микенской культуры
    (рубеж 3-2 тыс. до н.э.) до кризиса Римской империи в III в. н.э. Однако воздействие античной культуры на мировую (прежде всего европейскую) выходит далеко за эти пределы, что говорит
    об её специфике – специфике культуры, обладающей парадигматической функцией. Общие черты античной культурной парадигмы: целостность, космологизм (космоцентризм), рационализм. Сущность
    античного способа отношения к миру определялась специфической, но естественной и гармонической моделью мира. Центральным событием модели мира был космос, управляемый богами. В это
    событие вписывались события великого и вечного, богоизбранного и богохранимого античного общества и события античного человека, на которого возложена божественная миссия. В качестве
    основных черт этой модели можно подчеркнуть следующие:
    Античный космизм. Космос предстаёт в единстве противоположных начал, как фаталистический, но и дающий человеку шанс вмешаться в космические дела через героическое начало, как
    внеличностный и, одновременно, чувственный, одушевлённый, разумный;
    Античный пантеизм, в котором космос мыслился как абсолютное божество, в котором только богам доступны законы природы; с другой стороны, космос – дом, в котором живёт человек, а боги
    антропоморфны, вследствие этого понятны человеку и доступны влиянию выдающихся личностей, героев.
    Человек не случайно похож на богов.
    Главная черта античной культуры состоит в том, что она вырастает и развивается на основе городской (полисной) социальной и духовной жизни.
    2. Периодизация культуры Древней Греции и общая характеристика историко-культурных периодов.
    а) Крито-микенская культура;
    У истоков греческой культуры находятся Крит и Микены. Для этой эпохи (2 тысячелетие до н.э.) характерна «дворцовая» культура. Отличительной чертой выступает наличие
    дворцов-цитаделей, мощных архитектурных комплексов, содержавших обширные кладовые, помещения административного и культового назначения. Такого рода дворец – средоточие экономической,
    военной и религиозной жизни, центр социальной системы. «Дворец держал на строжайшем учёте реальные и запланированные поступления (в основном продукции ремесла и сельского хозяйства),
    дворец ведал организацией рабочей силы, военного дела, выдачей продовольствия лицам, выполняющим какую-либо работу…» Документировалась вся хозяйственная жизнь государства: потребление и
    распределение сырья (прежде всего металла) в государственных и частных ремесленных мастерских, облагаемых государством трудовыми повинностями и податями, так же как и всё население
    посёлков, подвластных дворцу. Для этого требовался большой бюрократический аппарат: целый штат писцов и различного ранга чиновников. Во главе находился царь-жрец (ванака). В то же время
    следует обратить внимание на относительную самостоятельность общинных поселений и на обособленность отдельных дворцовых комплексов друг от друга (не случайно они были окружены мощными
    оборонительными стенами). В микенском государстве не было необходимости ни в проведении грандиозных общественных работ, которые, например, проводились в связи с ирригационным
    земледелием в Египте, ни в централизованном государстве, монополизировавшем хозяйственные функции. Однако оставалась общая потребность в обороне, которую не могло обеспечить ни одно
    взятое само по себе поселение. В состав государственного аппарата входил и многочисленный штат военных чинов, которые руководили, прежде всего, отрядами боевых колесниц. Государство
    обладало большими запасами продовольствия, металла и готового оружия, необходимого для содержания войск. Так что полностью монополизирована была лишь военная функция: незащищённые
    поселения общинников зависели от воинской силы, сосредоточенной в дворцах-цитаделях.
    Во главе бюрократического аппарата находился царь-жрец, что, в совокупности со свидетельствами о наличии мощного жреческого сословия, позволяет говорить о теократической природе
    знати. Теократия – форма правления, при которой политическая власть принадлежит жрецам, духовенству. Царь-жрец сам отправлял сложные религиозные обряды, являясь верховным жрецом среди
    жрецов главных храмов. Основная священная функция царя-жреца заключалась в сохранении “священного порядка в природе”, с жизнью царя ассоциировалась жизнь природы, её порядок. Человек в
    такой социальной системе ещё не освободился от религиозного (политеистического) мировоззрения. Политеизм при наличии жречества превращался в религиозно-идеологическую систему.
    Достигнутое к тому времени разделение труда получало идеологическое обоснование в системе богов – создателей и охранителей профессий. В религиозных представлениях человека большую роль
    играет мифологема судьбы (“предзаданность” судьбы, зависимость от богов).
    б) Гомеровская эпоха (
    вв. до н.э.);
    В гомеровском обществе отсутствует царь-жрец. Крушение дворцовой системы “развязало руки” аристократии (басилеям) в борьбе за славу, доблести и богатство. Гомеровский “басилей” –
    скорее военный предводитель, чем облечённый “священными” полномочиями монарх...

    Забрать файл

    Похожие материалы:


ПИШЕМ УНИКАЛЬНЫЕ РАБОТЫ
Заказывайте напрямую у исполнителя!


© 2006-2016 Все права защищены