Теория свободного предпринимательства

    Дисциплина: История
    Тип работы: Контрольная
    Тема: Теория свободного предпринимательства

    Самарская государственная экономическая академия
    Факультет второго высшего образования
    Контрольная работа
    по курсу «История экономических учений»
    на тему
    «Теория свободного предпринимательства»
    Самара 2001
    В отечественной и зарубежной общественной науке, пожалуй, немного найдется понятий, которые привлекали бы к себе столь пристальное внимание философов, политологов и экономистов, как
    \"свободное предпринимательство\".
    Историки зафиксировали наличие колеблющихся цен на товары уже начиная с XII в. — явный признак наличия того, что мы называем рынком. Примерно к XV в. устанавливается полноценное
    господство западного города над всей экономической деятельностью, в которой важнейшим механизмом становится рынок. \"...Рыночная экономика, — подчеркивает, например, французский историк
    Ф. Бродель, — развивается... она уже объединяет достаточное количество малых и больших городов, чтобы оказывать организующее влияние на производство, направлять и стимулировать
    потребление. Для этого, безусловно, потребуются века, однако, между двумя мирами — производством, где все рождается, и потреблением, где все разрушается, — именно она является связующим
    звеном, двигателем, тем узким, но чрезвычайно актуальным пространством, где зарождаются живые импульсы, стимулы, нововведения, инициативы, озарения, динамика роста цен и сам
    прогресс\".
    Долго понятия \"предприниматель\" и \"капиталист\" выступали в экономической теории в качестве синонимов. Причиной тому была действительно имевшая место тесная связь между собственностью
    на средства производства и предпринимательской деятельностью, в силу подавляющего преобладания семейных капиталов. Но и в условиях раннего капитализма полной идентичности между ними не
    было, не говоря уже о современном положении, когда человек — носитель какой-либо экономической инициативы, идеи — чаще всего никаких собственных капиталов не имеет, а обращается в банк
    за кредитом. Тот же Бродель пишет, что уже в XVI в. существо вали институциональные компании, защищавшие права предпринимателя на часть прибыли, даже если вложенный капитал принадлежал
    другому лицу.
    Важнейшей фазой в становлении идеи и явления \"свободного предпринимательства\" стала Великая французская революция, освободившая производство и торговлю от феодальных пут. \"Свободное
    предпринимательство\" (
    laisser
    faire) как принцип было провозглашено именно в тот период. В основу его было положено высказывание известного экономиста В.де Гурнэ, которое можно было бы перевести, как
    \"позволяйте делать все, что угодно и идти куда угодно\". Франция стала первой страной, которая не только официально признала этот принцип, но и действительно попыталась интегрировать его
    в промышленность и торговлю.
    Следует иметь в виду, что до 1789 г. теория \"свободного предпринимательства\" не пользовалась популярностью в торговом сословии. Физиократы, подхватившие лозунг де Гурнэ в своей
    пропаганде, не принимали во внимание интересы торговли и рассматривали рост богатства торговцев, прежде всего как следствие их монополизма. Хотя \"либерализм\" (еще до того, как термин
    стал общеупотребительным) имел широкое влияние во Франции уже после 1750 г., призывы к экономическим реформам, в т.ч. к реформе налогообложения, все еще нельзя считать признаком
    увлечения \"третьего сословия\" идеями экономической свободы. Интересно, что идея \"свободного предпринимательства\" как средства избавления от дисбаланса в сельскохозяйственном
    производстве внедрялась \"сверху\", государственными структурами. Державный \"либерализм\", ориентированный против искусственных барьеров в торговле и чрезмерных налогов, но при том, не
    отказывавшийся от идеи государственного контроля практически над всеми сторонами жизни общества, отнюдь не стимулировал индивидуальную инициативу и не отвергал вмешательство государства
    в экономику. Он был направлен только на политическое \"тело\", где циркуляция денег не менее важна, чем циркуляция крови в организме. В работе Б. де Сент-Круа \"Эссе о свободе торговли и
    промышленности\" (1775 г.) тщательно проводилось различие между гильдиями, которые рекомендовалось распустить, и государственным регулированием, предлагаемым к развитию.
    Французская революция установила свободное предпринимательство как бы в одночасье. Этому предшествовала легитимация почти на протяжении десятилетия понятия \"свобода торговли\", что
    отражало стремление торговцев избавиться от одной из застарелых болезней тамошнего коммерческого права: неспособности урегулирования проблем банкротств, а также систематических
    инноваций. Торговое сословие в ситуации революционных преобразований нашло этот лозунг весьма полезным, но несколько видоизменило его содержание: теперь он рассматривался как инструмент
    узаконивания политических и социальных — корпоративных — привилегий, полученных в результате смены режима.
    Другим важным элементом новой хозяйственной теории стала идея индивидуального характера предприятия. Новички бросились открывать промышленные и коммерческие фирмы. Однако рано или
    поздно выяснялось, что успех предприятия зависит не только от удачи и коммерческих талантов предпринимателя, но и от того, сумело ли оно вписаться в сеть, сплетенную старыми и
    влиятельными торговыми семействами. До середины XIX в. семейные кланы продолжали контролировать во Франции фактически все производство, отнюдь не поощряя \"выскочек\". Например, еще в
    1820-е годы широко практиковались консультации производителей Франции между собой для определения номенклатуры товаров, товарных знаков и даже цен, хотя официально это и не
    признавалось. Кстати, в своем фундаментальном труде \"Основания американской экономической свободы\" Э.Джонсон утверждал, что и в США в конце XVIII столетия понятие \"интерес\" часто
    употреблялось в коллективистском смысле. По Джонсону, в то время было общепринятым мнение, что с помощью Конституции США должны быть гармонизированы различные интересы торговых
    предприятий рыночного типа, а также индивидуальных граждан. Если в США это более или менее удалось обеспечить именно через право (конституцию), то во Франции драматический разрыв между
    лозунгом \"свободного предпринимательства\" и фактическим положением в экономике был не только не преодолен в ходе революционных преобразований, но даже усугубился с течением времени.
    Иными словами, свобода начать свое дело отнюдь не означала свободы его продолжить.
    В 1791 г. Конституционная ассамблея одобрила три декрета по вопросам торговли. Логика этих декретов, официально провозглашавших \"свободу предпринимательства\", становится понятной
    только в исторической перспективе: стремясь разрушить \"старое\", депутаты в революционном энтузиазме не только уничтожили гильдии, но и всякое управление торговлей вообще, в т.ч. и ее
    правовую базу. При этом предполагалось, что в будущем будут приняты какие-то новые законы взамен отмененных. Однако само протекание революции не позволило вернуться к решению этих
    проблем.
    В обстановке
    постреволюционного хаоса французский \"средний класс\" не смог реализовать ни экономическую программу \"с...

    Забрать файл

    Похожие материалы:


ПИШЕМ УНИКАЛЬНЫЕ РАБОТЫ
Заказывайте напрямую у исполнителя!


© 2006-2016 Все права защищены