Семья как объект социально-педагогической деятельности
Дисциплина: СоциологияТип работы: Диплом
Тема: Семья как объект социально-педагогической деятельности
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ТАМБОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМ. Г.Р. ДЕРЖАВИНА
Кафедра социальной педагогики
ДИПЛОМНАЯ РАБОТА
ПО СОЦИАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКЕ
СЕМЬЯ КАК ОБЪЕКТ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Студентки 5 курса 51 группы
Факультета социологии
и социальной работы
И.Н.Куликовой
Научный руководитель –
кандидат педагогических наук
Т.Г. Деревягина
Тамбов 2001
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
Глава
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
СОЦИАЛЬНОГО
ПЕДАГОГА С СЕМЬЁЙ
§1. Современная российская семья как объект социальной работы
§2. Социальные проблемы семьи и причины их возникновения
§3. Организация социальной защиты семьи в России
Глава
ОРГАНИЗАЦИЯ
СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
СЕМЬЁЙ
§1. Психолого-педагогические особенности деятельности специалиста по социальной работе с семьёй
§2. Опыт социально-педагогической работы с семьёй в Тамбовской области
§3.
Закономерности, принципы и методы социальной работы с семьёй
4. Служба
социальной
защиты
семьи
и детства на
базе
тамбовского
городского
центра планирования
семьи
(авторский
проект)
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
На проводившихся в
1992 - 1996 гг. в Вашингтоне, Амстердаме, Гонконге всемирных конгрессах Международной ассоциации школ социальной работы в качестве приоритетной сферы деятельности
социальных педагогов были обозначены семья, община, и семейно
- соседская общность.
Однако, понятие «семья» до сих пор не имеет единого
толкования в литературе. Мы опираемся на одну из многих формулировок, которая определяет семью как общность (двух
или более), в которую они объединяются на основе
юридически оформленного брака и разделяют между собой общее жизненное пространство и определенные обязанности, выполняя при этом разнообразные функции -
генеративную, рекреативную, коммуникативную, регулятивную, экономическую, хозяйственно-бытовую и др.
Общеизвестны особая роль и место семьи в обществе. Свои специфические особенности присущи каждой семье. В любой семье они отражаются, прежде всего, в основных сферах ее
жизнедеятельности
, находящихся под постоянным влиянием различных факторов социума. В свою очередь,
как нигде, они проявляются в отношениях между членами семьи. По-своему сказываются они и на эффективности профессиональной деятельности каждого из них.
Необходимость познания закономерностей образования и функционирования психологических механизмов взаимодействия семьи, и социальной работы, предполагает более
пристальное внимание
социальных работников к проблемам семьи, обстоятельное ее социально-психологическое изучение
учет на практике.
Актуальность и значимость рассматриваемой проблемы определяется тем, что сегодня на фоне общего снижения «жизненного потенциала» российской семьи отмечается
устойчивая тенденция падения уровня её психологического здоровья и соответственно её воспитательных возможностей.
Наряду со всем
вышесказанным, интерес данной темы состоит еще и в том, что семья является базисной (исходной) сферой социализации, которую социальная педагогика
рассматривает как первичную ячейку общества, как социальный институт. Возникающие в практике социальной
работы в России совершенно новые задачи неизбежно требуют
совершенствования форм и методов их реализации на научной основе [4]
Среди наук, составляющих базовую основу социальной работы, важное место занимает социальная педагогика. Представляя собой одну из научных основ этого специфического вида
человеческой деятельности, она раскрывает
перед специалистами широкие возможности социально-педагогической
практики по различным проблемам современной семьи.
В тоже время в имеющейся сегодня психолого-педагогической литературе деятельность социальных работников, социальных педагогов среди семей, нуждающихся в социальной поддержке,
рассматривается лишь в общем виде. В ней не редко усилия различных специалистов, решающих сугубо индивидуальные проблемы отдельных членов семьи, предоставляются тождественными работе
с с...