Из истории народного образования города Москвы

    Дисциплина: Культурология
    Тип работы: Доклад
    Тема: Из истории народного образования города Москвы

    МОСКОВСКОЕ ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОЕ УЧИЛИЩЕ № 10
    предмет: История культуры Москвы
    Доклад по теме:
    «Из истории народного образования города Москвы»
    Учащейся группы 11В Чигириновой Светланы
    В феодальной Москве письменность и образование были привилегиями духовенства и знати. В московских и подмосковных монастырях, княжеских и боярских домах велась переписка и перевод
    книг, подготовка книжных писцов из монахов и светских доброхотов. Мальчиков обучали книжным хитростям в монастырских и церковных школах и на основании договора у частных мастеров
    грамоты.
    летописные своды конца 14 нач. 15вв. свидетельствуют о распространении
    не только церковной грамотности. В Москве читали, кроме церковных книг, светские прозаические и поэтические произведения – «Слово о полку Игореве», «Задонщину», «Слово о Мамаевом
    побоище», и др.
    С конца 15 в, когда Москва превращается в столицу русского централизованного гос-ва. Для приказов , новых административных учреждений требовались образованные дьяки, подъячие,
    переводчики, писцы. Грамотность и образование все глубже проникает в среду дворянства и состоятельных слоев купеческого и ремесленного населения. Большое влияние на развитие культуры и
    просвещения оказало возникновение в сер. 16 века книгопечатания в Москве .
    рукописная книга – Сийское евангелие 1339г. В 14 –16вв. в Москве
    работали рукописные мастерские, тесно связанные со школами рус. живописцев Феофана Грека, Андрея Рублева и др. В сер. 16в. около 1553г. в Москве в Китай-городе основан печатный двор –
    первая московская государственная типография. Первые книги изданные здесь не имели выходных данных, поэтому типографию называют еще и « анонимная типография». 1 марта 1564г. И.Федоров и
    Петр Мстиславец в гос. Моск. Типографии Печатный двор выпускают первую точно датированную и печатную книгу «Апостол» - образец высокого типографского
    искусства. До конца 17в. здесь было напечатано свыше 500 книг, среди которых были светские книги , в том числе – учебники.
    В 17в. рукописные учебные пособия ( псалтыри, часословы, азбуковники) все более вытесняются печатными. Для печатных букварей , в которых кроме азбуки давались первоначальные сведения
    по грамматике, арифметике, тексты для чтения, образцом служила первая славяно-русская азбука И.Федорова, напечатанная им во Львове в 1574г. В 17в. популярны были такие учебники, как
    Букварь Бурцова-Протопопова, «Букварь языка славенска…» Симеона Полоцкого, Букварь Поликарпова для школ со славянской, греческой и латинской азбукой, «Грамматика» Смотрицкого –по
    ней учился Ломоносов и др. Правила поведения детей в школе, в церкви, за столом, во время игр, при встрече со взрослыми и т.д. нашло свое отражение в рукописном пособии Славинецкого
    «Гражданство обычаев детских».
    С 16 в. наблюдается рост числа школы повышенного образования – грамматические, греко-латинские и др. В
    них изучаются славянская грамматика, литература, риторика, греческий и латинский языки и др. В 1648г. боярин Ртищев открывает школу «словесных наук» (греко-латинскую) при Андреевском
    монастыре, в 1653г. под руководством Епифания Славинецкого начинает работу школа при Чудовом Монастыре, в 1665г. – «школа для грамматического учения» Симеона Полоцкого при Спасском мон.
    за иконописным рядом (Заиконоспасская), в 1668г.греко-латинская в Китай-городе при церкви Иоанна Богослова, в 1680г. – правительственная при печатном дворе и др.
    В 1687г. в Москве на основе школы при Богоявленском монастыре открывается первое высшее общеобразовательное учебное заведение – Эллино-греческая академия, образование в которой имело
    преимущественно гуманитарный характер.Она располагалась в Заиконоспасском монастыре. Ее руководителями и преподавателями до 1694г. были братья Иоаникий и Софроний Лихуды, затем –
    Головин и Поликарпов. В 17 в. в академии преподавались греческий (основной), латинский и старославянский языки, богословие, «семь свободных искусств» - грамматика, риторика, диалектика,
    арифметика, геометрия, астрономия и музыка. Позднее прибавились – нем. и франц. Языки, медицина, физика, философия, ведущее место занял латинский язык. В академии учились дети знати,
    приказных людей и духовенства, купечества, посадских людей.
    Для обучения наукам и иностранным языкам детей царской фамилии, придворных и знатных дворян приглашались на дом видные ученые и преподаватели.
    Многие образованные москвичи того времени хорошо владели литературным слогом, иностранными языками, риторикой. Хозяйственная необходимость и требования повседневной жизни вызвало
    появление «Домостроя» 16в. – свод правил поведения горожанина, в ряде букварей того времени приводятся образцы деловых бумаг – челобитные, заемные, частные письма, а также светские
    притчи, изречения, поговорки. Книги продаются на торжище, где с 16в. имеется особый книжный ряд.
    Мощный рывок в развитии школы и просвещения происходит в 18в. и во многом связан с именем Петра I. Расширяется практика посылки молодежи, гл. обр. из дворянских семей, для
    усовершенствования в науках за границу, но в тоже время основное внимание уделяется созданию своих высших и средних уч. заведений.
    После переноса столицы в Петербург Москва сохранила значение крупного политического, экономического и культурного центра. Эллино-греческая академия в 1701г. реформирована в
    Славяно-греко-латинскую академию, в ней усилена подготовка образованных лиц для церковной и государственной деятельности. Главное внимание в академии уделялось изучению латыни –
    международного языка науки и дипломатии.
    В нач. 18в. в Москве открывается ряд новых специальных учебных заведений – Школа математических и навигацких наук, готовившая специалистов для военно-морского флота, судостроителей,
    геодезистов и др. Пушкарская (артиллерийская) школа, Госпитальная школа, Инженерная школа. Для изучения латинских и новых зап.-европейских языков – Разноязычная школа.
    Для детей дворян в 30-е годы 18в. была открыта Юнкерская школа. Создавались частные дворянские пансионы для мальчиков и девочек. Для других социальных групп некрепостного
    населения также открывались новые учебные заведения.
    Главным событием века в области просвещения стало создание в 1755г. Московского Университета, в который по инициативе Ломоносова принимали кроме дворян и детей разночинцев.
    Университет основан по замыслу и плану Ломоносова указом императрицы Елизаветы Петровны 12 янв. 1755г. и был открыт 26 апр. 1755г. Первоначально Университет имел факультеты:
    юридический, медицинский, философский. При Университете действовала гимназия, Благородный пансион и Учительская семинария. Первоначально Университет размещался в здании на Красной
    площади на месте Исторического музея. В 1786-93 г. на углу Б,Никитской и Моховой для него построено специальное здание (арх. Казаков), после пожара 1812г. перестроенное арх.
    Жилярди.
    В 1833-36 г. на противоположной стороне создано на основе строений усальбы 18 в. т.н. новое здание Университета ( арх. Тюрин).
    С открытием Университета Славяно-греко-латинская академия потеряла былое значение центра высшего общег...

    Забрать файл

    Похожие материалы:


ПИШЕМ УНИКАЛЬНЫЕ РАБОТЫ
Заказывайте напрямую у исполнителя!


© 2006-2016 Все права защищены