Переоценка основных средств
Дисциплина: Бухучёт, статистикаТип работы: Курсовая
Тема: Переоценка основных средств
ПЕРЕОЦЕНКА ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ
Введение
Основные средства часто составляют большую часть всех активов организации. Состояние и стоимость основных средств интересуют руководство, инвесторов,
учредителей, акционеров. Точная информация такого характера позволяет судить о финансовом \"здоровье\" предприятия, принимать обоснованные решения, связанные с его хозяйственной
деятельностью. Кроме того, стоимость основных средств - это база для расчета налога на имущество и амортизационных отчислений.
Под влиянием инфляции балансовая стоимость основных средств может существенно отклоняться от стоимости их воспроизводства в современных условиях. Устранить это
несоответствие позволяет переоценка. На данный момент переоценка носит добровольный характер и может проводиться коммерческими организациями по группам однородных объектов основных
средств не чаще одного раза в год (на начало отчетного года). Это установлено п. 15 ПБУ 6/01 .
Однако следует иметь в виду, что предприятие, номинально повышая за счет роста стоимости активов показатели своего имущественного и финансового состояния
(стоимость чистых активов, размер уставного капитала), увеличивает и налоговые обязательства по налогу на имущество. С другой стороны, уценка основных средств занижает его кредитную и
инвестиционную привлекательность. Дополнительным сдерживающим фактором в принятии решения о проведении переоценки является трудоемкость этой процедуры, если она осуществляется
специально созданной комиссией предприятия, или же стоимость услуг сертифицированных оценщиков.
Данная статья о том, в каких случаях переоценка выгодна, каковы порядок ее проведения и отражения в учете, налоговые последствия.
Цели и методы
Как отмечалось выше, переоценивая основные средства, предприятие вынуждено лавировать между экономией на налогах и общей коммерческой привлекательностью. Поэтому
вопрос о целесообразности переоценки может решить только руководство предприятия, исходя из его текущего финансового состояния и поставленных целей.
Целями дооценки основных средств обычно являются:
- привлечение инвесторов;
- увеличение уставного капитала (УК) посредством увеличения номинальной стоимости акций за счет добавочного капитала, сформированного в результате переоценки ОС.
К определенным видам деятельности (например, производство и реализация подакцизной продукции) законодательство предъявляет особые требования по размеру УК. Организации, не делая
дополнительных вкладов в УК, правомерно
- повышение регулируемых цен и тарифов. При дооценке основных средств амортизационные отчисления в бухгалтерском учете, а следовательно, и учетная себестоимость
производимой продукции увеличатся. Это экономически обосновывает рост цен и тарифов в условиях государственного регулирования;
- получение кредита под залог ОС, обеспечение гарантий в сделках своим имуществом.
Если хочешь использовать эту работу: прочти ее, перепиши от руки, добавь меня в список литературы, и тогда это не плагиат. Иначе – ты вор, или воровка.
Основными целями уценки ОС обычно являются экономия на налоге на имущество и определение реальной рыночной стоимости объектов ОС, моральный износ которых не
учтен в их балансовой стоимости.
Если организацию интересуют финансовые показатели, то нелишним будет провести экспресс-анализ этих показателей после предполагаемой переоценки. Предприятию,
целью которого является исключительно получение кредита или совершение иных сделок с объектами недвижимости, возможно, рациональнее не делать переоценку, а заказать независимым
оценщикам отчет об определении рыночной стоимости имущества. Заметим, существенное отклонение рыночной стоимости имущества в отчете об оценке от его балансовой стоимости не является
основанием для обязательного отражения в учете результатов переоценки основных средств, поскольку отчет об оценке не может рассматриваться как первичный учетный документ и не служит
базой для совершения учетных записей (Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 21.12.2006 N 09АП-16851/2006-АК).
Процедура переоценки
Решение о переоценке
Чтобы реализовать право организации на переоценку, в соответствии с ПБУ 1/98 нужно закрепить соответствующие положения в учетной политике. Решение о
проведении переоценки оформляется распорядительным документом (например, приказом руководителя) (п. 45 Методических указаний ). К нему прилагается перечень основных средств,
подлежащих переоценке, в котором рекомендуется отразить следующие данные: точное название; дату приобретения, сооружения, изготовления; дату принятия объекта к бухгалтерскому
учету.
Если решение о переоценке будет принято, следует учитывать, что в дальнейшем такая переоценка должна производиться регулярно, чтобы стоимость основных средств,
по которой они отражаются в бухгалтерском учете и отчетности, существенно не отличалась от текущей (восстановительной) стоимости. Это установлено абз. 2 п. 15 ПБУ 6/01.
Ни ПБУ 6/01, ни другими нормативными документами не определено, какая периодичность переоценки подразумевается под регулярностью. Относительно регулярности
установлено лишь два условия: не чаще одного раза в год и с учетом существенности отклонений балансовой стоимости основных средств от их текущей восстановительной стоимости.
К сведению: рекомендованный Минфином размер существенности составляет 5% (п. 1 Указаний о порядке составления и представления бухгалтерской отчетности,
утвержденных Приказом Минфина России от 22.07.2003 N 67н). Он может быть и иным, и его также необходимо зафиксировать как элемент учетной политики.
Определять в учетной политике конкретный \"шаг\" переоценки не требуется. Если организация все же решит сделать это, то целесообразно внести дополнение о
возможности проведения переоценки в иные сроки в случае существенного изменения стоимости отдельных групп основных средств в указанный период. Решение об изменении периода переоценки
принимается на основании анализа стоимости основных средств.
Следует иметь в виду, что отказ в дальнейшем от регулярных переоценок расценивается как изменение учетной политики (Письмо Минфина России от 07.02.2005 N
07-03-01/93). Случаи, в которых может производиться изменение учетной политики, перечислены в п. 16 ПБУ 1/98:
- изменения в законодательстве РФ или нормативных актах по бухгалтерскому учету;
- разработка организацией новых способов бухгалтерского учета;
- существенное изменение условий деятельности предприятия.
В последних двух случаях изменение учетной политики, в том числе отказ от переоценки, производится в добровольном порядке самой организацией.
Отметим, согласно п. п. 17, 18, 21, 22 ПБУ 1/98 изменения в учетной политике организации должны быть обоснованны, обособленно раскрыты в бухгалтерской
отчетности, оформлены соответствующей организационно-распорядительной документацией. Изменения, оказавшие или способные оказать существенное влияние на финансовые результаты
организации, должны получить денежную оценку, при этом организации следует провести сопоставление соответствующих показа...