Основы монтажа оборудования
Дисциплина: ТехническиеТип работы: Курсовая
Тема: Основы монтажа оборудования
ОСНОВЫ
МОНТАЖА
ОБОРУДОВАНИЯ
Опоры
и фундаменты под оборудование
Опорами для монтажа оборудования могут служить кон
структивные элементы зданий или фундаменты. Из конструктив
ных элементов зданий используют полы, расположенные на грунте,
перекрытия,
капитальные стены и
колонны.
Фундаментами называют специальные сооружения из прочных строительных материалов, предназначенные для установки обо
рудования и передачи нагрузки от него непосредственно грунту (основанию). Фундаменты используют для оборудования относи
тельно большой массы или повышенной динамичности.
Фундаментные и анкерные болты
. Оборудование, установлен
ное на опорах и фундаментах, закрепляют фундаментными или
анкерными болтами (рис. 8). Фундаментные болты используют
для закрепления машин малой и средней динамичности — тех
нологических машин пищевых цехов, металлообрабатывающих станков, компрессоров, а также нединамичного оборудования —
аппаратов, металлоконструкций. Закладную часть болтов на
глухо заделывают бетоном в массив фундамента.
Анкерные болты применяют для закрепления оборудования
большой динамичности (дизелей, прессов). Закладную часть
анкерных болтов не заделывают в массив, а закрепляют в анкер
ной плите посредством резьбы или с помощью Т-образной головки
(рис. 8, б). Анкерные болты более надежны в работе, так как
их стержень по всей длине подвергается равномерному растя
жению.
Фундаментные и анкерные болты воспринимают нагрузки от неуравновешенных инерционных сил, возникающих при работе
механизмов, и действующих при этом моментов. Значение и на
правление действия сил и их моментов для каждого случая опре
деляют путем расчета.
Под раму машины подливают слой бетона, который, заполняя
пустоты между шероховатыми поверхностями, обеспечивает со
прикосновение всех точек подошвы рамы с фундаментом. Это
в свою очередь способствует равномерному распределению на
грузки на фундамент и при горизонтальном сдвиге создает боль
шие силы трения между подошвой рамы и бетоном.
Рис. 8. Крепление оборудования к фундаментам:
— фундаментными болтами: / — фундамент; 2 — отре
зок стальной трубы; 3 — стальные подкладки; 4 — рама
машины; 5 — фундаментный болт; 6 — подливка бетоном;
б — анкерными болтами: 1 — анкерная плита; 2 — фун
дамент; 3 — анкерный болт; 4 — рама машины; в — схема
нагружения
фундаментных болтов машин с равномерно вращающимся ротором
Рама прижимается к фундаменту силой, равной массе обору
дования, а также за счет натяжения фундаментных болтов; по
следнее увеличивает силы трения. Если силы горизонтального
сдвига, возникающие при работе машины, не превышают значения
силы трения,
то фундаментные болты рассчитывают только на
растяжение.
кинематически изолированных машин с равномерно враща
ющимся ротором и встроенным (расположенным на общей раме)
двигателем (центробежные насосы, вентиляторы, универсальные
приводы пищевых цехов, токарные станки) нагрузку на фунда
ментные болты создают неуравновешенные центробежные силы,
возникающие во вращающихся узлах.
Для равномерно вращающихся узлов массу и угловую частоту
вращения можно считать значениями постоянными. Значение
смещения центра тяжести может меняться как в процессе изготов
ления узла, так и при его эксплуатации, поскольку она зависит
от ряда факторов, например: точности изготовления деталей,
точности балансировки, размеров зазоров в подшипниках, степени
упругой деформации вала в нагруженном состоянии и др.
Для узлов со значительными осевыми размерами возможно смещение масс в двух или нескольких плоскостях поперечного
сечения
узла (динамический дисбаланс).
Если масса всей машины, включая и массу вращающегося
ротора (слагаемые в скобках в правой части уравнения), больше
центробежной силы, то машина во время работы будет устойчива без крепления. Однако и в этом случае крепление к опоре оказы
вается необходимым для исключения смещения машины вслед
ствие вибраций, возникающих в пусковой момент и в период
эксплуатационных перегрузок, а также для предотвращения ее опрокидывания при различных механических воздействиях, на
пример загрузочных и разгрузочных операциях. Кроме того,
оборудование следует крепить, если центр его тяжести располо
жен на значительной высоте от плоскости подошвы.
Усилие горизонтального сдвига также определяется значе
нием
центробежной
силы
действующих
при
этом
моментов.
Допуски на остаточную удельную неуравновешенность вра
щающихся узлов машин средней точности — роторов электродви
гателей, вентиляторов, коленчатых валов компрессоров — относительно малы и составляют при частоте вращения 1500 об/мин 0,02—0,04 мм. Однако, помимо сил, возникающих в
результате
остаточной неуравновешенности, на валы вращающихся узлов
оказывают значительные силовые воздействия динамический дисбаланс и динамические процессы (ускорения, торможения), воз
никающие в результате нарушения геометрической формы эле
ментов передач движения — зубчатых, червячных, цепных, ре
менных.
Под влиянием этих сил, а также вследствие неточности гео
метрической формы сопрягаемых поверхностей трения подшип
ников (допускаемая неточность формы около 0,0005 их диаметра)
и наличия зазоров в подшипниках (около 0,001 диаметра) ось
вала в пределах одного оборота описывает сложную кривую.
В сочетании с упругими деформациями вала это дает значительное увеличение отклонения оси узла от геометрической оси вращения.
Учитывая изложенное выше, вполне допустимо принимать цен
тробежные силы в узлах, подвергающихся
статической баланси
ровке, равными массе этих узлов.
Действительный дисбаланс вращающихся рабочих органов протирочных и
взбивальных машин, центрифуг определить невозможно, хотя известно, что он достигает значительных величин. Для этих и аналогичных машин остаточную неуравновешенность
следует принимать равной 2 мм и более.
Фундаментные болты машин, электродвигатели которых установлены не на общей раме, а отдельно, воспринимают нагрузки от натяжения приводных устройств и их реактивного
вращающего
момента.
У электродвигателей с короткозамкнутым ротором в период
пуска вращающий момент возрастает примерно в 2—3 раза,
а с учетом преодоления сил инерции подвижных частей присоеди
ненных механизмов — в 5—7 раз.
Вследствие несовпадения (параллельное смещение, перекос)
осей валов, соединяемых муфтами сцепления, вращающий момент
электродвигателя при выполнении монтажно-наладочных работ
может увеличиваться на 30% и более. Существенное влияние на увеличение вращающего момента оказывает также несоблюдение
правил эксплуатации (например, загрузки) и технического об
служивания электродвигателя.
Увеличение вращающего момента в результате влияния перечисленных факторов, а также нагрузки на фундаментные болты
учитывается коэффициентом динамичности К
д = 4—7.
Фундаментные болты для машин средней и большой мощности
рассчитывают и производят заводы—изготовители оборудования.
При отсутствии болтов их диаметр можно установить по диаметру
отверстий в раме...