Маркетинговое исследование рынка туроператоров Санкт-Петербурга
Дисциплина: РазноеТип работы: Курсовая
Тема: Маркетинговое исследование рынка туроператоров Санкт-Петербурга
Федеральное агентство по
образованию
Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Санкт-Петербургский государственный инженерно-экономический университет»
Факультет туризма и гостиничного хозяйства
Кафедра социально-культурного сервиса и туризма
Курсовая работа по дисциплине «
МАРКЕТИНГ В СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОМ СЕРВИСЕ И ТУРИЗМЕ»
на тему «Маркетинговое исследование рынка услуг туроператоров Санкт-Петербурга»
Выполнил: Кошелев Глеб Александрович
Студент__3_______курса,
группа №
5131_______,
№ зачетной книжки__590003/03
Руководитель:
к.э.н., доцент Грищенко Татьяна Юрьевна
Оценка __________________ Дата:_________________________
Подпись______________________________________
Санкт-Петербург
2006
Содержание
Введение …………….…………………………………….….3
Общая характеристика рынка
услуг туроператоров………………………………………………
Оценка конъюнктуры
рынка услуг…………………………7
Сегментация рынка
услуг…………………………………
4. Тенденции развития
рынка
услуг…………………………
Заключение………………………………………………………27.
Список использованной литературы……………………………28
Приложения………………………………………………………29
ВВЕДЕНИЕ
В настоящее время туризм является одной из самых динамично развивающихся и самой важной социально-экономической отраслью мировой экономики. По прогнозам Всемирной Туристской
Организации, до 2010 года количество туристских прибытий во всем мире превысит 1 миллиард в год.
Конечно же, далеко такие достижения в туристской индустрии были бы невозможны без работы туроператоров. Именно они разрабатывают туры и являются тем связующим звеном между
дестинацией, гостиницами, транспортными компаниями с одной стороны и прибывающими туристами – с другой. Туроператоры предлагают туристам услуги трансфера, размещения, экскурсий,
услуги предприятий питания и комплекс познавательно-зрелищных и многих других мероприятий.
В данной работе рассматривается состояние, динамика и перспективы развития рынка туроператоров Санкт-Петербурга. Также в данной работе рассматриваются основные проблемы,
некоторые тенденции развития. Кроме того, дается характеристика нескольким компаниям, работающим на рынке туроператоров Санкт-Петербурга.
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РЫНКА ТУРОПЕРАТОРОВ
САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
Санкт-Петербург — крупнейший и наиболее привлекательнейший туристский центр России. Две трети потока зарубежных туристов в Россию проходит через город на Неве.
Санкт-Петербург имеет широкую сеть курортов городского и федерального значения, составляющих современный полифункциональный комплекс для круглогодичного лечения и отдыха. Он
расположен на обширных близлежащих к Санкт-Петербургу территориях, обладающих уникальными природно-ландшафтными особенностями.
Санкт-Петербург — не только привлекательнейший туристский центр России. Он также один из крупнейших центров выездного туризма России, что во многом обусловлено его
геополитическим положением и численностью его жителей. Здесь опять же не обойтись без организаторов путешествий — туроператоров. Именно они направляют тысячи российских туристов за
рубеж и в регионы России. Таким образом, туроператоры играют огромнейшую роль на рынке туристских услуг, как в Санкт-Петербурге, так и где бы то ни было.
Схему реализации турпродукта туроператором можно представить следующим образом:
Рисунок 1. Схема реализации турпродукта
туроператором
В настоящее время в Санкт-Петербурге вряд ли можно найти в чистом виде туроператора. В условиях зарождения нового туризма в России в начале 90-х многие туристские фирмы избрали
себе стиль и технологию работы по принципам многофункционального туристского агентства. Они делали и делают в настоящее время все, что получается. Они и операторы, они же и агенты,
они же принимают, они же отправляют в туристские путешествия и по России и за рубеж и туда, куда попросят. В основном это малые туристские фирмы, осваивающие небольшие туристские
потоки, не имеющие значительных исходных капиталов и основных средств.
Наиболее распространенная организационно-правовая форма фирмы-туроператора – общество с ограниченной ответственностью. Типовую структуру управления петербургского туроператора
можно представить следующим образом:
Рисунок 2. Укрупненная типовая структура управления туроператора на примере ООО «Прима-Трэвел»
Учредитель
Учредитель
Учредитель
РУКОВОДИТЕЛЬ
(Президент или Генеральный Директор)
Отдел по транспорту
(Директор)
Отдел по Туризму
Международный
(Директор)
Внутренний
(Директор)
Юридический отдел (Исполн. Директор)
Авиа
Авто
Ж/д
Выездной
Въездной
Как видно из типовой структуры крупнейших туроператоров, спектр их услуг весьма широк. Практически их деятельность покрывает внутренний, международный, выездной и въездной
туризм. Наличие собственных автобусных и автомобильных парков ставит крупные в выгодное положение перед остальными фирмами города, масштабы которых не позволяют им иметь таковых. А
возможность организации чартерных перевозок делает их услуги по выезду за рубеж недорогими и привлекает большую аудиторию туристов.
2.КОНЪЮКТУРА РЫНКА
2.1) Масштаб рынка
Индустрия гостеприимства Санкт-Петербурга располагает более чем 200 объектами размещения различных категорий и форм собственности (около 18 тыс. номеров на 35 тыс. мест). В это
число входят как объекты размещения общего назначения, так и специализированные, в том числе пансионаты, дома отдыха, ведомственные гостиницы, общежития и т.д.
Санкт-Петербург - самый посещаемый отечественными и иностранными туристами город страны
В 2004 в Санкт-Петербург и Северо-Западный регион России на участке Северо-Западного пограничного округа въехало 3000 иностранных граждан из 165 стран мира, что
на 0,12% меньше показателя 2003г. В эти данные не входят посещения Санкт-Петербурга иностранными гражданами, прибывающими в город через другие участки границы РФ, а также около
1 млн. внутрироссийских туристов. Наиболее активно посещают наш регион граждане из Финляндии, стран Балтии, Германии, США, Франции, Великобритании, Италии.
В 2004 году основные гостиницы города приняли около 1,1 млн. гостей, в том числе более 0,7 млн. из-за рубежа (на основе данных 30 гостиниц, на долю которых приходится около 60%
общего количества гостиничных номеров Санкт-Петербурга (без пригородов)). На фоне незначительного снижения общего количества гостей (-2%), количество иностранных гостей столь же
незначительно увеличилось (+1%) по отношению к 2003 году.
В Петербурге функционирует около 1400 предприятий индустрии туризма, однако количество активных игроков – туроператоров не превышает 100.
Население Петербурга на 01.01.2006 составило 4453 тыс. человек.
Таким образом, рынок туруслуг, в частности, услуг туроператоров, можно характеризовать как рынок относительно крупный, с достаточно широкими возможностями как для продавцов, так
и для покупателей
2.2) Тип рынка
Рынок туроператоров Санкт-Петербурга характеризуется большим количеством фирм. В основном это малые туристские фирмы, осваивающие небольшие туристские потоки, не имеющие
значительных исходных капиталов...