Профессиональное самоопределение российской молодёжи в 90-е годы
Дисциплина: СоциологияТип работы: Курсовая
Тема: Профессиональное самоопределение российской молодёжи в 90-е годы
Российский химико-технологический университет им. Д.И. Менделеева.
Институт проблем устойчивого развития общества
Кафедра социологии
Предмет:
Социальная работа
Вид работы:
Обзорная курсовая работа
Тема:
Профессиональное самоопределение российской молодежи в 90
ые годы.
Выполнил:
Студент группы ПР-13 Запольский А.Э.
Проверил:
Коршунова Н.Е.
Москва 2001 г.
Содержание:
Вступление:
Почему я выбрал эту тему?……………………………………...3
Основная часть:
Россия 90ых. Экономические реформы и проблемы молодежи……………………………………………………………….…………….3
Проблемы молодежи России в эпоху реформ……………………………………4
Основные ценности и принципы жизни, смысложизненные ориентации молодежи России 90
ых как основные факторы, влияющие на профессиональное самоопределение……………………………………………..12
Профессиональная ориентация и занятость молодежи………………………..23
Заключение:
Характеристика профессиональных ориентиров молодежи. Проблемы самоопределения и самоутверждения ……………………………....29
Список использованной литературы
…………………………………...…31
Вводная часть: Почему я выбрал именно эту тему?
Я являюсь представителем молодого поколения «новой России». Моя сознательная жизнь и начало становления как личности началось в начале 90ых годов, когда уже не существовало
СССР, не было пионерской организации, коммунистической партии и прочих атрибутов прошлого. Родившись в Советском Союзе, к 7 годам я имел отдаленное и далеко не полное представление о
недавнем прошлом своей Родины. Я, как и все мои ровесники, рос в новой стране с новыми условиями жизни, работы, учебы и пр. Я жил в условиях новой социальной реальности. Со страной
произошли радикальные изменения, но мне было очень трудно как-то серьезно осмыслить происходящее.
Сейчас, когда я достиг возраста когда я уже в какой-то степени могу анализировать общество, в котором я живу, его законы, обычаи, традиции, когда могу адекватно оценивать
события, факты, процессы происходящие в нашем обществе сегодня, мне захотелось сравнить свои собственные взгляды относительно сегодняшней социальной реальности со взглядами таких же
как и я молодых людей из разных возрастных и социальных групп. Мне хочется узнать, чем мои взгляды отличаются от большинства, какие тенденции в развитии молодежного общества
наблюдаются сейчас в России, какое будущее ждет нашу страну, ведь молодое поколение и есть это будущее.
Основная часть: Россия 90ых. Экономические реформы и проблемы молодежи.
После развала СССР и провозглашения независимости Российской Федерации в стране начались реформы, затронувшие все сферы жизни общества. Произошла радикальная смена политического
курса страны: из
тоталитарного государства с доминирующей ролью коммунистической партии Россия превратилась в демократическую президентскую республику. Была упразднена
коммунистическая идеология и были провозглашены принципы демократического государства: свобода выбора, идеологии, слова, вероисповедания, перемещения, была провозглашена
главенствующая роль частной собственности, равноправие всех граждан страны перед законом, права человека. Все эти принципы были закреплены в новой Конституции РФ от 12 декабря 1993
года, гарантом которой стал Президент страны. От командно-плановой экономики страна перешла к рыночной, основанной на свободе торговли и предпринимательской деятельности и
неприкосновенности частной собственности. Были упразднены такие общественные организации как Комсомол, пионерская организация и пр. Было разрешено частное образование.
Все эти изменения повлекли за собой кардинальную ломку принципов, традиций, образа жизни, менталитета, мировоззрения и т.д. Подавляющее большинство населения оказалось не готово
к этому: многие остались без работы, так как новый рынок труда не нуждался в их услугах (структурная безработица), многие люди не смогли или не захотели отказаться от старой идеологии
и принять новые условия жизни. Экономический кризис, начавшийся в 1992 году отбросил за черту бедности большинство населения страны. Самыми незащищенными слоями населения оказались
люди старшего поколения, малообеспеченные, инвалиды и молодежь. О проблемах последней социальной группы и частности о проблеме профессионального самоопределения молодежи России и
пойдет речь в данной работе.
Проблемы молодежи России в эпоху реформ.
«Судя о человеке, должно принимать во внимание обстоятельства жизни, в которые он поставлен судьбой» - В.Г. Белинский.
Главной проблемой молодежи в начале 90ых годов стала неподготовленность к новым условиям жизни. Раньше проблемами молодежи: образованием, социализацией, профессиональным
самоопределением занималось государство, специальные молодежные организации, этому делу служила и основная, обязательная идеология. Теперь же у государства появились гораздо более
важные дела, в стране стало катастрофически не хватать денег, молодежные организации были упразднены, обязательная идеология исчезла, и молодое поколение было отправлено в «свободное
плавание». В условиях экономического кризиса, когда все слои населения нуждались в социально-экономической помощи, молодежь сама себя образовывала и социализировала.
В связи с этим мне представляется необходимым рассказать о некоторых социологических исследованиях, проведенных в России в 90ые годы в разных регионах, которые наиболее полно
освещают проблему исследования. В первую очередь это исследования, проведенные Центром социологии молодежи ИСПИ РАН под руководством проф. В.И. Чупрова. Далее будут приведены данные
этих исследований с комментариями авторов учебного пособия «Социология молодежи». Ростов-на-Дону, «Феникс», 2001. (Волков Ю.Г., Добреньков В.И., Кадария Ф.Д., Савченко И.П., Шаповалов
В.А.), в котором и были опубликованы эти данные:
«… Данные свидетельствуют о сохранении современной молодежью высокого трудового потенциала. 3/4 занятых в народном хозяйстве молодых людей получили профессиональное образование.
Однако в условиях спада производства этот потенциал остается невостребованным. 51.5% работающих молодых людей трудятся не в соответствии с их первоначальной специальностью (в 1990 их
было 38%), а каждый третий вообще не имеет профессии. Все это сказывается на профессиональной социализации молодежи. Подавляющее большинство (более 80%) молодых людей достигают
профессиональной зрелости и экономической состоятельности лишь к 30 годам, т.е. за пределами молодежного возраста. В конце 1994 удельный все тех, кто отличался высоким профессиональным
статусом, сократился более чем в 1,5 раза по сравнению с 1990. Не имели возможности повысить квалификацию 31,2%, увеличить реальную, а не индексированную заработную плату – 45,4%,
продвинутся по службе – 48,2% респондентов. Хотя государственный сектор остается главным каналом социализации молодежи в сфере труда, в нем наблюдается устойчивая тенденция сокращения
молодежной занятости. Если в 1990 г. в частном секторе работали менее 5% молодых людей, то теперь в нем занят каждый пятый, подрабатывает каждый десятый… Материальное положение молодых
людей мало зависит от результатов труда...