Общение в профессиональной деятельности социального работника

    Дисциплина: Социология
    Тип работы: Курсовая
    Тема: Общение в профессиональной деятельности социального работника

    Содержание.
    Введение
    1.Понятие общения в психологии, функции общения, его виды.
    Определение общения, подходы к пониманию термина “общение”.
    Процесс общения: коммуникативная, перцептивная и интерактивная стороны общения.
    Функции и уровни общения.
    Виды общения.
    2.Социальная работа как коммуникативная профессия.
    3.Компетентность в общении как профессионально важное качество социального работника.
    3.1 Особенности делового общения социального работника.
    3.2 Общение в процессе консультирования.
    3.3 Интимно-личностное общение в деятельности социального работника.
    4. Теоретические основы общения в социальной работе.
    4.1 Компоненты вербального общения.
    4.2 Компоненты невербального общения.
    4.3 Социальная перцепция в профессиональной деятельности социального работника.
    4.4 Активное слушание как необходимый элемент общения социального работника.
    5. Консультирование в социальной работе.
    5.1 Цели, задачи и условия проведения консультирования.
    5.2 Основные этапы консультирования
    5.3 Правила и принципы проведения консультирования в социальной работе.
    6. Заключение
    Приложение
    Список литературы.
    Введение.
    В условиях современной российской действительности все больше и больше людей нуждаются в помощи специально обученного профессионала в области социальной работы. Для достижения
    максимальной эффективности социальный работник должен хорошо знать закономерности процесса коммуникации, поскольку общение является специфической чертой социальной работы как
    профессиональной деятельности. Поэтому целью данной работы ставится определить роль и основные особенности и характеристики общения в профессиональной деятельности специалиста по
    социальной работе.
    Профессиональная социальная работа - один из главных способов реагирования общества на изменения в мире.
    Это деятельность по гармонизации человеческих отношений через оказание помощи отдельным людям, группам людей посредством их зашиты, поддержки и реабилитации. Чаще
    всего под \"социальной работой\" понимается комплекс конкретных практических действий правовой, экономической, психологической помощи немощным,
    социально-незащищенным, социально дезадаптированным людям (инвалидам
    и их семьям, мигрантам, беженцам, людям с отклоняющимся поведением, жертвам насилия, безработным, бездомным, женщинам, детям, молодежи, пожилым и др.) В своей
    практике социальные работники соприкасаются с различными
    сферами жизни человека и общества - сферой здоровья (физического психического, социального), прав, системой образования, планированием семьи, экономическими
    программами, с проблемам занятости населения и др. Они проводят индивидуальное и групповое
    консультирование, работают с трудными жизненными ситуациями, их профилактикой. Организуют профессиональную социальную работу, осуществляют административные
    функции. Социальные работники рассматривают себя в качестве проводников социальных перемен.
    Общение играет огромную роль в жизни общества. Без него немыслимы процесс воспитания, формирования, развития личности, межличностные контакты, а также управление, обслуживание,
    научная работа и иная деятельность во всех сферах, где необходимы передача, усвоение информации и обмен ею. Общение играет важную роль в овладении человеком культурными и
    общечеловеческими ценностями, общественными опытом. “В процессе общения, этой специфической формы взаимодействия человека с другими людьми, осуществляется обоюдный обмен
    представлениями, идеями, интересами, настроениями, установками ит.п. В общении конкретный индивидуум овладевает \"фондом духовного богатства\", созданным другими людьми, благодаря
    чему преодолевается ограниченность его индивидуального опыта; вместе с тем через общение он вносит в этот \"фонд\" то, что создал сам. Именно этим определяется значение общение в жизни
    индивидуума”.
    Л. А. Петровская выделяет следующие слагаемые “коммуникационного взрыва”, под которым она понимает увеличение частоты, разнообразия и внутренней насыщенности межличностных
    контактов:
    Постоянно действующая историческая закономерность непрерывного углубления специализации и усиления кооперации во всех областях человеческой деятельности;
    Влияние научно-технического прогресса на материальные, вещественные средства коммуникации, реализации межличностных контактов (почта, телефон, факс,
    Internet
    и т. д.)
    Расширение круга людей, вовлеченных в профессиональную деятельность, органически связанную с общением. К их числу принадлежат различных уровней руководители, преподаватели, врачи,
    психологи, и более чем кто-либо – социальные работники.
    Рост динамичности современной жизни с постоянной ломкой различного рода стереотипов, включая стереотипы, непосредственно затрагивающие область общения.
    Все эти факторы делают проблему общения особо актуальной для современного общества и для социальной работы.
    Повышение значимости общения в современном мире требует умения общаться. Значит, общение нужно учить, общению нужно учиться, что предполагает необходимость глубокого знания
    этого явления, его закономерностей и особенностей, проявляющихся в деятельности людей.
    Кому как не социальному работнику приходится постоянно общаться с людьми в процессе своей профессиональной деятельности, выслушивать их проблемы и переживания и помогать хотя бы
    на словах, решить их. К тому же социальный работник зачастую служит посредником между человеком и государственными учреждениями, властями. Поэтому социальному работнику в процессе
    обучения обязательно должны даваться навыки правильного, “профессионального”, компетентного общения, которое будет необходимо и для психологического или юридического консультирования
    и для решения каких-либо проблем клиента, связанных с общением с официальными лицами, чиновниками и т. п.
    Поэтому задачами данной работы является изучение роли общения в профессиональной деятельности социального
    работника, его компонентов, видов, различных аспектов и его специфики, а также рассмотрение практических рекомендаций по применению этих знаний.
    1.Понятие общения в психологии, его виды и функции.
    1.1 Определение общения, подходы к пониманию термина “общение”.
    Несмотря на обилие исследований, посвященных общению, в настоящее время отсутствует единый подход к определению и характеристике этого феномена. Среди исследователей существуют
    различные точки зрения на сущность, функцию и другие состояния общения. Одни авторы определяют общение как коммуникацию, коммуникативный процесс (Р.А. Максимова, Б.А. Родимов, Н.
    Виннер и др.) или обмен информацией (Осгуда).
    Другие исследователи (А.А. Леонтьев и др.) считают общение одним из видов деятельности. Относительно ее они отыскивают все компоненты, свойственные деятельности вообще.
    Третьи полагают, что общение может существовать в различный формах: в своей исходной форме, в форме совместной деятельности, в форме общения речевого или мысленного (А.Н.
    Леонтьев, Г.М. Андреева и др.).
    Ломов, Ананьев считают общение как специфической человеческой активностью наряду с деятельностью и познанием.
    Все эти подходы отражают многоп...

    Забрать файл

    Похожие материалы:


ПИШЕМ УНИКАЛЬНЫЕ РАБОТЫ
Заказывайте напрямую у исполнителя!


© 2006-2016 Все права защищены