Особенности психофизиологических процессов личности в период "середины жизни"
Дисциплина: ПсихологияТип работы: Курсовая
Тема: Особенности психофизиологических процессов личности в период "середины жизни"
Содержание
Теоретическая часть
1.Введение
2. Общая характеристика зрелого возраста
2.1. Специфические особенности периодизации индивидуального развития взрослого человека
2.2. Социальная ситуация развития
3. Психофизиологические функции в зрелом возрасте
3.1. Развитие психофизиологических функций в зрелом возрасте
3.2. Критерии когнитивной зрелости
4. Ведущая деятельность в зрелом возрасте
4.1. Профессиональное становление
4.2. Постоянство работы и перемены в профессиональной жизни
4.3. Переоценка профессиональной карьеры в середине жизни
4.4. Безработица
5. Межличностные отношения в зрелом возрасте
5.1. Личное - Я - идентичность, близость, генеративность
5.2. Любовь
5.3. Одинокие люди
6. Семейный цикл
6.1. Родительство
6.2. Отношения со стареющими родителями
7. Кризис середины жизни
7.1. Мужчины в середине жизни
7.2. Женщины в середине жизни
8. Заключение
Практическая часть
1. Введение
2. Описание опыта №1
3. Описание опыта №2
4. Описание опыта №3
5. Методический материал
5.1. Опросник нервно - психического напряжения (НПН)
5.2. Шкала астенического состояния (ШАС)
5.3. Шкала сниженного настроения - субдепрессии (ШСНС)
5.3.1. Шаблон для подсчета баллов по обратным ответам
6. Протокол занятия
7. Заключение
Литература
Теоретическая часть
1. Введение
Проблема развития индивида, становление его как личности - кардинальная проблема в системе психологических знаний. Как неповторимо детство человека,
также неповторимо продолжение его жизненного пути от молодости до старости. Разнообразные материалы о развитии человека давно вошли в учебные курсы по возрастной психологии и весьма
широко представлены в периодической печати. Однако, не будет преувеличением утверждение о том, что до недавнего времени около 90% публикаций по психологии развития занимала психология
детей.
Вместе с тем процесс развития продолжается во взрослом, зрелом и позднем возрасте. Противоречия и кризисы, успехи и неудачи, самопознание и
самосовершенствование, поиски смысла жизни и пути их достижения, надежды и разочарования, конфликты и их разрешение (в семье, на работе, в межличностных отношениях), оптимистическая и
пессимистическая жизненная позиция – всё это и многое другое присуще людям в зрелом возрасте.
Термин личность был придуман Н.М.Карамзиным. Он полагал, что человек способен к общению, интеллектуальному и нравственному совершенствованию. Личность –
это хозяин собственной судьбы, собственной жизни.
Такой человек весьма своеобразен, духовно развит, обладает чувством ответственности за свои поступки.
В этом контексте личность раскрывается всей работой, учитывая разнообразные области жизни и вариацией выбора в каждой из них, конкретная личность будет
уникальной.
Общая характеристика зрелого возраста
Индивидуальное развитие взрослого человека представляет собой продолжение онтогенеза с заложенной в нём филогенетической программой. В период после
ранней юности процесс созревания индивида и личности продолжается, проходя через стадии молодости, взрослости, зрелости, старости. Завершается этот цикл смертью человека (которая,
разумеется, может наступить и на более ранних этапах, чем старость — из-за неизлечимой болезни, несчастного случая, суицида и т.д.).
2.1.
Специфические проблемы периодизации индивидуального развития взрослого человека
Не существует жёстких границ начала и завершения каждой стадии. Это зависит от закономерностей созревания организма и инволюционных процессов в нём.
Как показали многочисленные исследования специалистов, для процессов созревания и инволюции характерны неравномерность и гетерохронность. Неравномерность процессов и гетерохронность
смены состояний индивида как отражение внутренних противоречий развития содержат различные возможности жизни — от преждевременного старения в одних случаях до долголетия в других. В
самом деле, можно быть тридцатилетним стариком — и творчески и физически активным, «молодым» семидесятилетним и старше.
Имеется много различных классификаций возрастов, разработанных специалистами из разных областей человеческого знания (а, следовательно, и по разным
основаниям). Например, по древней китайской классификации
зрелость разделяют на 4 периода: с 20 до 30 лет - возраст вступления в брак;
с 30 до 40 - возраст выполнения общественных обязанностей;
с 40 до 50 - познание собственных заблуждений;
с 50 до 60 - последний период творческой жизни. Пифагор сравнивал возраста с временами года и, соответственно, зрелость охватывала периоды лета (20-40) и
осени (40-60).
Возрастная периодизация Д. Б. Бромлей (1966)
относит зрелость к четвертому циклу и делит их на четыре стадии: 1) ранняя взрослость 21-25 лет; 2) средняя взрослость 25—40 лет; 3) поздняя взрослость
40—55 лет; 4) предпенсионный возраст 55—65 лет.
Стадии развития личности по Э. Эриксону
включают в себя: раннюю взрослость (от 20 до 40—45 лет), среднюю взрослость (от 40—45 до 60 лет) и позднюю взрослость (свыше 60 лет).
Видный отечественный психолог, специалист в области разработки к реализации проблем человекознания Б.Г. Ананьев писал: «Жизненный путь человека — это
история формирования и развития личности в определённом обществе, современника определённой эпохи и сверстника определённого поколения. Вместе с тем фазы жизненного пути датируются
историческими событиями, сменой способов воспитания, изменениями образа жизни и системы отношений, суммой ценностей и жизненной программой — целями и смыслом жизни, которыми данная
личность владеет. Фазы жизненного пути накладываются на возрастные стадии онтогенеза, причём в такой степени, что в настоящее время некоторые возрастные стадии обозначаются именно
как фазы жизненного пути…».
И, наконец, ещё одна из специфических проблем — это определение объективных критериев зрелости человека. Гетерохронность зрелости — это существенная
характеристика в индивидуальном развитии человека: не совпадают во времени физическая зрелость, умственная, гражданская и др. Эти трудности привели к тому, что в современной
психологической литературе довольно часто понятие «зрелость» заменяется понятием «взрослость», что позволяет избежать многих сложностей и, как правило, выделяют 3 стадии:
Ранняя взрослость от 20 до 40
Средняя взрослость от 40 до 60
Поздняя взрослость от 60 и старше
Каждый из вышеперечисленных возрастных периодов обладает своими особенностями и характеристиками. Возраст –
этап развития человека, характеризуемый специфическими для него закономерностями формирования организма и личности и относительно устойчивыми
морфофизиологическими и психологическими особенностями.
Характеристика реальный, биологический или физиологический возраст
указывает на степень изношенности или, наоборот, сохранности организма человека по отношению к средней ожидаемой в данном возрасте или периоде жизни в
конкретных культурно-исторических условиях.
Причём в значительном количестве случаев реальный возраст может не совпадать с календарным возрастом, что объясняется как медико-биологически...