Измененные состояния сознания в системе религиозного опыта
Дисциплина: ПсихологияТип работы: Курсовая
Тема: Измененные состояния сознания в системе религиозного опыта
Министерство образования и науки Украины
Севастопольский городской гуманитарный университет
Кафедра психологии
ИЗМЕНЕННЫЕ СОСТОЯНИЯ
В СИСТЕМЕ
РЕЛИГИОЗНОГО ОПЫТА
Курсовая работа студентки
Группы
П-21
Специальности «Психология»
Юрхановой Катерины Юрьевны
Научный руководитель:
Бадалова Марина Викторовна
Севастополь – 2005
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………….3
ГЛАВА
. ИЗМЕНЕННЫЕ СОСТОЯНИЯ СОЗНАНИЯ В СИТЕМЕ РЕЛИГИОЗНОГО ОПЫТА
1.1. Система религиозного опыта и измененные состояния сознания. Виды измененных
состояний ………………………………………………………5
1.2. Попытки исследования измененных состояний сознания.…….…12
ГЛАВА
. МЕТОДЫ ДОСТИЖЕНИЯ ИЗМЕНЕННЫХ СОСТОЯНИЙ СОЗНАНИЯ В СИСТЕМЕ РЕЛИГИОЗОГО ОПЫТА…………………………...17
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………..24
ЛИТЕРАТУРА...……………………………………………………………………25
Введение
Можно с уверенностью сказать, что способность к переживанию измененных состояний сознания
является одним из основополагающих
свойств человеческой психики, а соответствующая потребность - одной из базовых человеческих потребностей.
О феномене изменения состояния сознания во время отправления групповых религиозных ритуалов известно с древних времен.
Исследования значительного числа разных культур показали, что девяносто процентов из нескольких сот различных обществ (преимущественно первобытные) узаконили несколько измененных
состояний сознания. Американский психолог Э. Вейл пришел к заключению, что «желание периодически изменять состояние сознания является нормальной врожденной склонностью, аналогич
ной голоду или сексуальному влечению».
Все больше людей привлекает возможность обнаружения и
развития
скрытых возможностей,
выходящих
за рамки наличных культурных норм, выйти за границы обычных представлений о себе и мире. Появляется все больше и больше эзотерической литературы, посвященной
измененным состояниям, разнообразным обрядам и психотехникам. Однако отсутствие научного осмысления
этих
возможностей
в результате
игнорирования
их
большей частью научного сообщества превращает использование таких психотехник в игру
со многими неизвестными,
подчас опасную. Необходимы \"картографии внутреннего
пространства\",
опирающиеся
на
дальнейшую разработку фундаментальных для психологии вопросов о природе сознания.
Целью данного исследования являются
ГЛАВА
. ИЗМЕНЕННЫЕ СОСТОЯНИЯ СОЗНАНИЯ В СИТЕМЕ РЕЛИГИОЗНОГО ОПЫТА
1.1. Система религиозного опыта и измененные состояния сознания. Виды измененных состояний
Один из основателей психологии религии американский философ-
прагматист Джеимс (1842—1910)
разработал понятие религиозного опыта, под которым понимал субъективные религиозные феномены
в различных формах — мистические видения, экстатические состояния
, экзальтированные созерцания, галлюцинации и проч.[5]
Иссл
едование религиозного опыта Джеймса опирается на материалы самонаблю
дения
— дневники, автобиографические записки верующих, религиозных мистиков, аскетов, отшельников, ясновидящих и т.д., ведь чтобы понимать какое-нибудь чувство,
человек должен сам
ощущать его.
Арнольд Людвиг сформулировал определение измененного состояния сознания (ИСС) как «любое психическое состояние, вызванное разнообразными
физиологическими и психологическими маневрами или фармакологическими веществами, которое может субъективно распознаваться самим субъектом (или объективным наблюдателем этого субъекта)
и весьма отклоняется от подвижного бодрствующего сознания».
Если рассматривать сознание в виде многомерного пространства, где каждое измерение представляет какую-то грань восприятия
или чувственного опыта, то различные ИСС можно охарактеризовать как континуум разных измерений. Что касается харизматических групп, то в этот диапазон измерений входят: ощущение
времени, персональная идентичность, зрительное восприятие и инстинктивные потребности организма. Каждое измерение добавляет полноты персональному состоянию сознания и позволяет
находить подобия и различия между различными измененными состояниями.
Можно выделить четыре шкалы ИСС :
1. Изменение эмоциональных состояний.
2. Изменение восприятия мира.
3. Изменение волевого самоконтроля.
4. Изменения самосознания и самотождественности личности.
Конкретные трансовые состояния или ИСС можно рас
сматривать как суперпозицию соответствующих четырех па
раметров.
Изменение эмоциональных состояний психики включа
ет в себя как количественные изменения, связанные с изменением интенсивности обычных эмоций, так и качест
венные, связанные с достижением нестандартных эмоциональных состояний.
В различных древних источниках описываются четыре базовых эмоциональных состояния, причем можно про
вести параллели между этими описаниями в разных культурах. Так, в индийской традиции выделяют следующие
состояния
вира -
«героическое» состояние, готовность к действию,
защите других, принятию ответственности;
бхога -
удовлетворенность, расслабленно-милостивое
состояние;
йога -
рефлексия и самоуглубленность;
абхичарика -
состояние всепоглощающего гнева, по
требности в разрушении.
Данные состояния считались идеальными, их, по пред
ставлениям индусов, в чистом виде могли достигать только боги или великие мудрецы. Однако состояние религиозного экстаза могло приближаться к одному из этих со
стояний.
Описанная система во многом перекликается с тибетской традицией ваджраяны, в которой подобные состояния соответствовали различным сторонам
четырехуголь
ной мандалы, выражавшей психическую жизнь человека.
Похожие изменения эмоциональных состояний наблюдали С. Грофф и его последователи в ходе исследования данного феномена. На основании анализа описаний пациентов, которых вводили
в ИСС с помощью ЛСД, а также интенсивных дыхательных методов (ребефинга, холотропного дыхания и т.д.), С. Грофф установил, что все
они испытывали сходные эмоциональные состояния. Ученый назвал эти состояния четырьмя пренатальными матрицами.
1.Изменения в восприятии окружающих объектов, абстрактные и эстетические переживания и фантазии, характеризующиеся специфической стимуляцией
сенсорных модальностей -
кинестетической, слуховой, зрительной.
2.Биографические, включающие
комплексы
эмоционально значимых
воспоминаний и символические переживания,
которые можно расшифровать в рамках теоретических схем Фрейда и
Адлера.
3.Перинатальные - переживания,
связанные
повторным проживанием
биологического
рождения
конфронтацией
со смертью.
Этапы рождения и смерти связаны, по Гроффу, в \"системы
конденсированного опыта\" - динамические сочетания воспоминаний с сопутствующими им фантазиями из различных периодов жизни человека, объединенные сильным
эмоциональным зарядом одного и того же качества, интенсивными телесными ощущениями одного и того же типа и другими элементами.
4.Очень широкий спектр
трансперсональных
переживаний, включающий
архетипические переживания,
паранормальные явления, глубокие мистические прозрения.
Известны и другие классификации эмоциональных состояний. Так, индийская традиция выделяет 18 б...