Конституционные суды в субъектах Российской Федерации
Дисциплина: ЮриспруденцияТип работы: Курсовая
Тема: Конституционные суды в субъектах Российской Федерации
Gelia
1982@inbox
(пишите и я вам обязательно отвечу)
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Сургутский государственный Университет
Юридический факультет
Заочное отделение
Курсовая
работа.
по дисциплине:
Конституционное право
тема: Конституционные суды в субъектах Российской Федерации.
Выполнила
студентка:
Ф.И.О.
Юшкина
Ангелина
Владимировна.
Группа
Проверил_____Филиппова_________
Дата:__________________________
Оценка:_____отлично__________________
Сургут 2002 год.
План.
Введение………………………………………………………….2=3.
Становление органов конституционного правосудия
в субъектах Российской Федерации………………………….4-18.
Компетенция конституционных (уставных) судов
Субъектов Российской Федерации…………………………..18-29.
Акты конституционных (уставных) судов субъектов
Российской Федерации…………………………………………29-31.
Заключение………………………………………………………30-35.
Список
литературы…………………………………………….36-38.
Введение.
С принятием новой Конституции РФ
у субъектов Федерации появилась возможность решать по собственному усмотрению целый ряд вопросов в области государственного устройства. Нормотворчество перестает быть уделом
элитарных групп, в этот процесс вовлекаются сотни, тысячи депутатов различных уровней, руководители органов исполнительной власти субъектов Федерации, работающих во всех уголках страны.
Однако ни для кого не секрет, что нормотворчество в субъектах Российской Федерации находится в стадии становления и принятые органами государственной власти субъектов Российской
Федерации правовые акты, а также правовые акты органов местного самоуправления содержат значительное число ошибок, что приводит в ряде случаев к нарушению прав граждан. Такая
юридическая практика ставит под угрозу создание в России демократического государства, высшей ценностью которого являются правовые возможности человека. Действующее федеральное
законодательство содержит установления, позволяющие осуществлять судебный конституционный контроль как на уровне Российской федерации, так и ее субъектов.
В условиях формирования свободного гражданского общества, реальной демократии, создания правового государства, одним из существенных признаков которого является господство
права, конституции и закона, конституционное правосудие все более органично входит в государственно-правовую систему России и ее субъектов.
Специфическим институтом обеспечения и охраны действия принципа верховенства Конституции является конституционный контроль, который осуществляют органы конституционного
правосудия. В России данная функция осуществляется на федеральном уровне Конституционным Судом РФ, а на региональном - органами конституционной юстиции субъектов РФ. В настоящее время
они действуют в 13 из них.
Развитие конституционной юстиции происходило весьма сложно. Процесс создания конституционных судов в республиках не носил синхронного характера. От закрепления в Основном законе
до реального создания суда проходил довольно длительный период
Споры о целесообразности создания таких органов были завершены после принятия Федерального конституционного закона \"О судебной системе Российской Федерации\" от 31 декабря 1996
года
- конституционные суды законодательно стали реальностью судебной системы Российской Федерации.
Конституционный контроль
уже обрел ряд проблем, требующих решения. В частности, это рассредоточение вопросов конституционного контроля между различными судами, подключение к ним судов общей
юрисдикции. Судьи коллегий по гражданским делам, вчера разрешавшие спор о наследстве или разделе имущества, сегодня рассматривают спор между Думой и губернатором субъекта РФ,
оценивают законы на предмет их соответствия уставу субъекта, проверяют обоснованность запрета общественного объединения и др., не будучи зачастую подготовленными для разрешения этих
категорий дел. Все это вопросы конституционно-правовых отношений и разрешать их должен специализированный суд конституционного контроля. К сожалению, в нашей стране конституционное
правосудие оказалось в стороне от тех дел, которые характеризуют конституционные суды как государственные суды: рассмотрение вопросов конституционной ответственности высших
должностных лиц, действительности выборов, досрочного прекращения полномочий органов и должностных лиц местного самоуправления и др
Увеличение числа названных судов, рассмотрение практики их работы ставят немало вопросов. Особую остроту приобретают проблемы правового статуса и компетенции органов
конституционного правосудия.
Представленная курсовая работа посвящена исследованию проблем развития регионального конституционного правосудия в России. С учётом изложенного выше, избранная тема представляется
крайне актуальной.
1.Становление органов конституционного правосудия в субъектах Российской Федерации.
Конституционное правосудие в нашей стране имеет пока еще небольшой - десятилетний опыт. Съезд народных депутатов Российской Федерации избрал в октябре 1991 года 13 судей
Конституционного Суда Российской Федерации, сформировав таким образом первый в истории Российского государства специализированный орган конституционного контроля. Создание
федерального Конституционного Суда положило начало конституционному правосудию в Российской Федерации.
Наряду с федеральным Конституционным Судом в 90-х годах стали формироваться органы конституционного контроля в субъектах России. Они были призваны осуществлять специализированный
конституционный контроль на региональном уровне. Функционирование конституционных судов республик в составе РФ весьма своевременно и актуально с позиции интересов и Федерации в
целом, и в то же время это соответствует интересам субъектов РФ. С появлением конституционных судов республик Российская Федерация добивается достижения такой цели, как формирование в
России \"правового федерализма\", основными признаками которого являются: разграничение полномочий и предметов ведения между Федерацией и ее субъектами; наличие не только развитой
федеральной правовой системы, но и полноценных правовых систем субъектов Федерации; разрешение противоречий между правовой системой Федерации и правовыми системами субъектов РФ и
внутри каждой из этих систем на судебной основе, через судебный конституционный контроль.
Демократизация жизни общества и стремление к подлинному федерализму получили свое выражение и дальнейшее развитие в создании конституционных (уставных) судов в субъектах
Федерации. В 1991 году Конституционный суд создается в Дагестане, в 1992 - в республиках Башкортостан, Саха (Якутия) и Кабардино-Балкарской Республике.
После принятия в 1993 году Конституции Российской Федерации, закрепления в ней принципов федерализма, разделения властей, признания за субъектами Российской Федерации права
иметь самостоятельные системы государственной власти и свое законодательство необходимость создания правовых механизмов защиты основных законов субъектов Федерации - конституций и
уставов - обозначилась еще более четко. В 1994-1995 гг. к числу ранее функционировавших конституцио...