Социально-культурное творчество – эффективное средство социализации личности
Дисциплина: ПедагогикаТип работы: Курсовая
Тема: Социально-культурное творчество – эффективное средство социализации личности
Министерство общего и профессионального образования Российской Федерации
Казанский Государственный Университет культуры и искусств
Кафедра социально-культурной деятельности
КУРСОВАЯ РАБОТА
По предмету “Социально-культурное творчество”
Тема
“Социально-культурное творчество – эффективное средство
социализации личности”
Автор курсовой работы:
Надточий Л. В.
Студентка 421 гр.
Подпись студента
Научный руководитель:
Салахутдинов Р. Г.
Оценка, подпись преподавателя
Казань, 2004
Содержание
Введение.
Введение
Актуальность проблемы
В настоящее время социокультурная ситуация характеризуется целым рядом негативных процессов, наметившихся в сфере духовной жизни – утратой духовно-нравственных ориентиров,
отчуждение от культуры и искусства детей, молодежи и взрослых, существенным сокращением финансовой обеспеченности учреждений культуры, в том числе и деятельность современных
культурно-досуговых центров.
Переход к рыночным отношениям вызывает необходимость постоянного повышения культурного и духовного уровня подрастающего поколения.
Основная задача клуба, как социального института, заключается в развитии социальной активности и творческого потенциала личности, организации разнообразных форм досуга и отдыха,
создание условий полной самореализации в сфере досуга.
Одной из актуальных проблем деятельности культурно-досуговых учреждений на пути решения данной задачи, является организация досуга молодежи. К сожалению, в силу
социально-экономических трудностей общества, большого числа безработных, отсутствия должного количества культурных учреждений и недостаточное внимание к организации досуга молодежи со
стороны местных органов власти и культурно-досуговых учреждений, происходит развитие внеинституциональных форм молодежного досуга. Свободное время является одним из важных средств
формирования личности молодого человека. Оно непосредственно влияет и на его производственно-трудовую сферу
деятельности, ибо в условиях свободного времени наиболее благоприятно происходят рекреационно-восстановительные процессы, снимающие интенсивные физические и
психические нагрузки. Использование свободного времени молодежью является своеобразным индикатором ее культуры, круга духовных потребностей и интересов конкретной личности молодого
человека или социальной
группы.
Являясь частью свободного времени, досуг привлекает молодежь его нерегламентированностью и добровольностью выбора его различных форм, демократичностью, эмоциональной
окрашенностью, возможностью сочетать в ней физическую и интеллектуальную деятельность, творческую и созерцательную, производственную и игровую. Для значительной части молодых людей
социальные институты досуга являются ведущими сферами социально культурной интеграции и личностной самореализации. Однако все эти преимущества досуговой сферы деятельности пока еще не
стали достоянием, привычным
атрибутом образа жизни молодежи[5].
Степень разработанности проблемы
Интерес к проблемам молодежи носит постоянный и устойчивый характер в отечественной философии, социологии, психологии, педагогике.
Социально-философские проблемы молодежи как важной социальной группы общества нашли свое отражение в исследованиях С.Н. Иконниковой, И.М. Ильинского,
И.С. Копа, В.Т. Лисовского и др. Значительный вклад в исследовании досуга молодежи внесли Г.А. Пруденский, Б.А. Трушин, В.Д. Петрушев,
В.Н. Пименова, А.А. Гордон, Э.В. Соколов, И.В. Бестужев-Лада. К изучаемой нами проблеме близки работы по саморазвитию и самореализации личности в сфере досуга
(А.И. Беляева, А.С. Каргин, Т.И. Бакланова), по вопросам психологии личности (Г.М. Андреева, А.В. Петровский и др.).
В научный анализ теории и практики культурно-досуговой деятельности значительный вклад внесли Ю.А. Стрельцов, А.Д. Жарков, В.М. Чижиков, В.А. Ковшаров, Т.Г. Киселева, Ю.Д.
Красильников.
Объект исследования
молодежный досуг.
Предмет исследования
– социализация личности в культурно-досуговой сфере.
Цель
курсовой работы
– изучить значимость социально-культурного творчества как средства социализации личности и раскрыть особенности его функционирования в различных областях
жизнедеятельности.
Задачи исследования:
Определить сущность и функции досуга молодежи.
Доказать эффективность организованного досуга как одной из составляющих процесса социализации.
Проанализировать деятельность культурно-досуговых центров по организации досуга молодежи.
Практическая значимость:
проведенные исследования могут быть использованы педагогами-организаторами в образовательных учреждениях, а так же специалистами культурно-досуговых учреждений в качестве
методических рекомендаций по организации досуга молодежи.
Методы исследования:
теоретический анализ специальной литературы;
изучение опыта деятельности культурно-досуговых учреждений по организации досуга молодежи;
Структура работы
– обусловлена целями и задачами исследования
и состоит из введения, двух разделов, заключения, списка литературы.
1 Социально педагогические условия организации досуговой деятельности
молодежи в культурно – досуговых центрах
Понятие досуга
Досуг – деятельность в свободное время вне сферы общественного и бытового труда, благодаря которой индивид восстанавливает свою способность к труду и развивает в себе в основном
те умения и способности, которые невозможно усовершенствовать в сфере трудовой деятельности. Раз досуг – деятельность, то это означает, что он не пустое время провождение, не простое
бездельничанье и вместе с тем не по принципу: «что хочу, то и делаю». Это деятельность, осуществляемая в русле определенных интересов и целей, которые ставит перед собой человек.
Усвоение культурных ценностей, познание нового, любительский труд, творчество, физкультура и спорт, туризм, путешествия – вот чем и еще многим другим может быть занят он в свободное
время. Все эти занятия укажут на достигнутый уровень культуры молодежного досуга.
От умения направлять свою деятельность в часы досуга на достижение общезначимых целей, реализацию своей жизненной программы, развитие и совершенствование своих сущностных сил,
во многом зависит социальное самочувствие молодого человека, его удовлетворенность своим свободным временем.
К специфическим чертам молодости относится преобладание у нее поисковой, творческо-экспериментальной активности. Молодежь более склонна к игровой деятельности, захватывающей
психику целиком, дающей постоянный приток эмоций. Новых ощущений, и с трудом приспособляется к деятельности однообразной, специализированной. Игровая деятельность носит универсальный
характер, она притягивает к себе людей практически всех возрастов и социального положения. Интерес к игровой деятельности у молодежи носит достаточно выраженный характер. Диапазон
этих интересов широк и многообразен: участие в телевизионных и газетных викторинах, конкурсах; компьютерные игры; спортивные состязания. Феномен игры порождает огромный, невероятно
быстро
разрастающейся мир, в который молодежь погружается безоглядно. В сегодняшних непростых социально-эко...