Использование компетентностного подхода к обучению как средства формирования у младших школьников умения решать проблемы во взаимоотношениях людей

    Дисциплина: Педагогика
    Тип работы: Курсовая
    Тема: Использование компетентностного подхода к обучению как средства формирования у младших школьников умения решать проблемы во взаимоотношениях людей

    Содержание
    Введение
    Психолого-педагогическая сущность и структура умения решать проблемы во взаимоотношениях людей.
    Особенности формирования у младших школьников умения решать проблемы во взаимоотношениях людей.
    Диагностика уровней сформированности у младших школьников умения решать проблемы во взаимоотношениях людей.
    Компетентностный подход к обучению как средство формирования у младших школьников умения решать проблемы во взаимоотношениях
    людей.
    Список литературы
    Введение
    В последнее время перед педагогами и психологами, работающими с детьми младшего школьного возраста, особенно остро стоит проблема
    формирования взаимоотношений детей.
    Групповые формы обучения в современной школе с одной стороны, личностно ориентированное образование с другой, предъявляют повышенные
    требования к умению ребенка выстраивать взаимоотношения со сверстником в процессе обучения.
    Социальное пространство отношений как системы избирательных субъективных связей образуется в детском возрасте и начинается с диады
    «ребенок-взрослый», значительно позднее появляется возможность для отношений в диаде «ребенок-ребенок». В рефлексивный период своего развития ребенок становится активным субъектом
    процесса взаимодействия, отстаивающим свое право быть личностью для взрослых и сверстников. Весь спектр отношений человека и человеческих отношений представлен в психологии детства, с
    той лишь поправкой, что для ребенка его отношения к окружающей действительности, к людям (взрослым и сверстникам) и к себе самому в высшей степени пронизаны эмоциями (нравится / не
    нравится; приятно / неприятно); субъективными пристрастными оценками (хорошо / плохо; доброе / злое) и личностными смыслами (полезно / вредно; интересно / скучно – для меня).
    Многочисленные психологические исследования (Л.И.Божович, В.С.Мухиной, В.В.Абраменковой, И.В. Дубровиной, Я.Л. Коломинского, М.И.
    Лисиной, А.Н. Реана и др.) показывают, насколько важны взаимоотношения детей в коллективе для комфортного самочувствия в нем каждого ребенка. Однако в младшем школьном возрасте дети
    еще не всегда умеют выстраивать взаимоотношения, в связи с чем не умеют решать проблемы, возникшие в них. Отсюда актуальность рассмотрения проблемы:
    поиска новых средств формирования у младших школьников умения решать проблемы во взаимоотношениях людей. Таким средством, по-нашему мнению, может стать
    компетентностный подход в образовании.
    Под компетентностью чаще понимается интегральное качество личности, проявляющейся в общей способности и готовности ее деятельности,
    основанной на знаниях и опыте, которые приобретены в процессе обучения и социализации и ориентированы на самостоятельное и успешное участие в деятельности. Компетентностный подход в
    образовании предполагает формирование таких знаний и опыта взаимодействий младших школьников, которые позволили им решать возникшие в них проблемы.
    Цель работы:
    научно обосновать использование компетентностного подхода к обучению
    как средства формирования у младших школьников умения решать проблемы во взаимоотношениях людей.
    Объект исследования:
    формирование у младших школьников умений решать проблемы взаимодействия с другими людьми.
    Предмет исследования:
    компетентностный подход как средство развития умения решать проблемы взаимодействия у детей младшего школьного возраста.
    Задачи исследования:
    Проанализировать психолого-педагогическую сущность и определить структуру умения у младших школьников решать проблемы во
    взаимоотношениях людей.
    Выявить особенности процесса формирования
    у учащихся начальных классов умения решать проблемы во
    взаимодействии людей.
    Определить
    средства диагностики уровня сформированности у младших школьников умения
    решать проблемы во взаимоотношениях людей.
    Проанализировать влияние компетентностного подхода в образовании на развитие умений решать проблемы взаимодействия младшими школьниками.
    Методы исследования:
    анализ научной психолого-педагогической и методической литературы по теме исследования,
    анализ практики работы педагогов по развитию взаимодействия
    детей младшего школьного возраста.
    1.1 Психолого-педагогическая сущность и структура умения решать проблемы во взаимоотношениях людей
    Общение имеет огромное значение в формировании человеческой психики, её развитии и становлении разумного, культурного поведения.
    Через общение с психологически развитыми людьми, благодаря широким возможностям к научению, человек приобретает все свои высшие производительные способности и качества. Через активное
    общение с развитыми личностями он сам превращается в личность.
    В самом общем виде развитие личности можно представить
    как процесс её вхождения в новую социальную среду и интеграции в ней.
    Этапы развития личности в относительно стабильной общности называются фазами развития личности:
    Фаза становления личности. Предполагает активное усвоение действующих
    в общности
    норм и овладение соответствующими формами и средствами деятельности.
    Принеся с собой в новую группу всё, что составляет
    его индивидуальность,
    субъект не может осуществить потребность проявить себя как личность раньше,
    чем освоит действующие в группе нормы (нравственные,
    учебные, производственные) и овладеет теми приёмами
    средствами
    деятельности, которыми владеют другие члены группы. 2. Порождается обостряющимися противоречиями между достигнутым результатом адаптации - тем,
    что субъект стал таким,
    \"как все\" в группе и не удовлетворяемой на первом этапе потребностью индивида в максимальной персонализации. На этой фазе нарастает поиск средств и способов для
    обозначения своей
    индивидуальности,
    её фиксации.
    3.Детерминируется противоречиями между сложившимися на предыдущей фазе
    стремлением
    субъекта
    быть идеально представленным в других своими особенностями и значимыми для него отличиями - с одной стороны,
    и потребностью общности принять,
    одобрить и культивировать лишь те демонстрируемые им индивидуальные особенности,
    которые ей импонируют,
    соответствуют её ценностям,
    стандартам, способствуют успеху совместной деятельности с другой стороны.
    Отношения в группах по мере их превращения в коллективы
    закономерно
    изменяются.
    Сначала они бывают относительно безразличными (люди,
    не знающие или слабо знающие друг
    друга, не
    могут
    определённо относится друг к другу),
    затем могут становится конфликтными,
    а при благоприятных условиях превращаться
    коллективистские,
    всё это обычно происходит за сравнительно короткое время,
    в течение
    которого
    индивиды, составляющие
    группу,
    не
    могут измениться как личности.
    У каждого человека есть
    свои
    положительные
    отрицательные черты, свои особые достоинства и недостатки. То, какой своей стороной,
    положительной или отрицательной,
    он выступит
    во взаимоотношениях с людьми,
    зависит от этих людей и социального окружения, от особенностей группы, в которую он включён в
    данный момент времени.
    Природа межличностных отношений в любых общностях достаточно сложна. В них проявляются как сугубо индивидуальные
    качества личности – её эмоциональные и волевые свойс...

    Забрать файл

    Похожие материалы:


ПИШЕМ УНИКАЛЬНЫЕ РАБОТЫ
Заказывайте напрямую у исполнителя!


© 2006-2016 Все права защищены