Новые информационные технологии обучения в математике
Дисциплина: РазноеТип работы: Курсовая
Тема: Новые информационные технологии обучения в математике
Содержание
TOC o \"1-3\" h z u
Введение
PAGEREF _Toc122780517 h
1. Понятие новой информационной технологии обучения
PAGEREF _Toc122780518 h
2. Обзор программных средств, разработанных для уроков математики
PAGEREF _Toc122780519 h
2.1 Электронный учебник-справочник “Планиметрия”.
PAGEREF _Toc122780520 h
2.2 Живая Геометрия.
PAGEREF _Toc122780521 h
2.3 Табличный процессор
MS Excel.
PAGEREF _Toc122780522 h
2.4 Математические пакеты MathCAD, Maple, MatLab.
PAGEREF _Toc122780523 h
3. Педагогические цели использования ППС. Требования к программно прикладным средствам
PAGEREF _Toc122780524 h
4. Практическое использование ППС в процессе обучения математики
PAGEREF _Toc122780525 h
“Живая Геометрия
”.
PAGEREF _Toc122780526 h
4.2 Решение математических задач в среде Excel
PAGEREF _Toc122780527 h
4.3 Использование системы
MathCAD на уроках математики
PAGEREF _Toc122780528 h
Заключение
PAGEREF _Toc122780529 h
Список литературы
PAGEREF _Toc122780530 h
Введение
В течение последних десяти
лет, в период которых происходит бурное развитие информационных технологий, остаётся актуальным вопрос об изменение роли учителя в современной системе образования.
Сегодня педагог-предметник уже не в состоянии игнорировать тот образовательный потенциал, которым обладают современные информационные технологии и соответствующая им
программно-техническая платформа, переводящие образовательный процесс на качественно новый уровень. За счет использования накопленных методических знаний и дидактических материалов
учителя способны значительно увеличить степень образовательного воздействия на уроках, повысить уровень мотивации школьников к изучению нового материала.
Уже с введением курса информатики неоднократно производились попытки внедрения компьютера в процесс обучения другим предметам. Первоначально для этой цели использовались простые
тренажеры, зачастую созданные школьниками этой же школы под руководством учителя информатики в лучшем случае при участии энтузиаста-предметника. Как правило, попытки внедрения компьютера
в процесс обучения проваливались довольно быстро из-за несовершенства программного продукта, организационных сложностей, связанных с загруженностью компьютерного класса и
неподготовленностью предметника к самостоятельной работе в компьютерном классе.
Появление программно-методических комплексов, несколько сдвинули, по крайней мере, психологически, процесс внедрения информационных технологий в образование, но в силу
организационно-методических сложностей, описанных выше, не привело к ожидаемой цели.
Сегодня же наблюдается возрастающий интерес учителей-предметников к использованию информационных технологий в обучении. В современной школе компьютер все шире используется не только на
уроках информатики, но и на уроках математики, химии, биологии, русского языка, литературы, изобразительного искусства, иностранного языка.
Информационные технологии не только облегчают доступ к информации и открывают возможности вариативности учебной деятельности, ее индивидуализации и дифференциации, но и позволяют по
новому организовать взаимодействие всех субъектов обучения, построить образовательную систему, в которой ученик был бы активным и равноправным участником образовательной деятельности.
Формирование новых информационных технологий (НИТ) в рамках предметных уроков
стимулируют потребность в создание новых программно-методических комплексов направленных на качественное повышение эффективности урока. Поэтому, для успешного и
целенаправленного использования в учебном процессе средств НИТ преподаватели должны знать общее описание принципов функционирования и дидактические возможности программно прикладных
средств, а затем, исходя из своего опыта и рекомендаций, \"встраивать\" их в учебный процесс.
Целью данной курсовой работы является рассмотрение способов использования новых информационных технологий на уроках математики, которые способствуют улучшению качества знаний учащихся
и скорости их получения. Точнее, применение программно-методических средств для повышения эффективности изучения тех тем математики, которые при традиционной форме обучения, вызывают у
учащихся
трудности в усвоении.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
При выполнении работы использовались следующие методы:
Курсовая работа состоит из введения, четырех глав, заключения и списка литературы.
1. Понятие новой информационной технологии обучения
В настоящие время принято разграничивать понятия «информационные технологии» и «технологии обучения». Под «технологиями обучения», понимается, обычно, система методов, форм и средств
обучения, в рамках которой обеспечивается достижение поставленных дидактических целей.
Среди разнообразных определений понятия «информационные технологии» более приемлемой, по-видимому, является трактовка этого термина, данная М.Желдаком
: «Под информационными технологиями понимается совокупность методов и технических средств сбора, организации, хранения, обработки, передачи и представления информации, расширяющие
знания людей и развивающая их возможности по управлению техническими и социальными процессами».
Следует отметить, что последние два-три года стал широко использоваться термин «компьютерные и телекоммуникационные технологии». Однако, поскольку понятие «информационные» включает в
себя и компьютерные, и телекоммуникационные средства, то мы в дальнейшем будем использовать термин «новые информационные технологии» и соответствующую ему аббревиатуру - НИТ.
Определение информационных технологий (без приставки «новые), включает широкий спектр средств и методов работы с ними: от печатных изданий до современных компьютеров. Особенность
большинства НИТ в высшем образовании состоит в том, что они, в основном, базируются на современных персональных компьютерах (ПК). При этом ПК уверено вошел в систему дидактических
средств, стал важным элементом предметной среды для разностороннего развития обучаемых.
Под средствами НИТ традиционно понимают «программно-аппаратные средства и устройства, функционирующие на базе микропроцессорной техники, современных средств и систем телекоммуникаций
информационного обмена, аудио- видеотехники и т.п., обеспечивающие операции по сбору, продуцированию, накоплению, хранению, обработке, передаче информации».
Однако вопрос даже не в перечислении всего многообразия систем и средств ИКТ. Более важными являются педагогические цели использования вышеперечисленных средств ИКТ: интенсификация
всех уровней учебно-воспитательного процесса; многоаспектное развитие обучаемого; подготовка выпускников вузов к жизни в условиях информационного общества; реализация социального заказа,
обусловленного процессами информатизации современного
общества.
Поэтому,
лучше всего определить понятие “новых информационных технологий в образование” отталкиваясь не от использования компьютера, а от педагогической сущности.
Так как обучение является передачей информации ученику, то можно сделать вывод о том, что в обучении информационные технологии использовались всегда.
Более того, любые методики или педагогические технологии описывают, как переработать и передать информацию, чтобы она была наилучшим образом усвоена учащимися. Когда
же компьютеры стали настолько широко использоваться в образовании, что появилась необходимость говорить об информационных технологиях обучения, выяснилось, что они давно фактически
реализуются в процессах обучения, и тогда появился термин \"новая информационная технология обучения\". Таким образом, появление такого понятия - новая информационная технология - связана с
появлением и широким внедрением компьютеров в образовании.
Информационные технологии включают программированное обучение, интеллектуальное обучение, экспертные системы, гипертекст и мультимедиа, микромиры, имитационное обучение, демонстрации.
Эти частные методики должны применяться в зависимости от учебных целей и учебных ситуаций, когда в одних случаях необходимо глубже понять потребности учащегося, в других - важен анализ
знаний в предметной области, в третьих основную роль может играть учет психологических принципов обучения.
Рассматривая имеющиеся на сегодняшний день информационные технологии, Н.Апатова
выделяет в качестве их важнейших характеристик:
1) типы компьютерных обучающих систем (обучающие машины, обучениe и тренировка, программированное обучение, интеллектуальное репетиторство, руководства и пользователи);
2) используемые обучающие средства (ЛОГО, обучение через открытия, микромиры, гипертекст, мультимедиа);
3) инструментальные системы (программирование, текстовые процессоры, базы данных, инструменты представления, авторские системы, инструменты группового обучения).
Как мы видим, что главное в НИТ - это компьютер с соответствующим техническим и программным обеспечением. Следовательно, под информационными технологиями в обучение следует понимать
процесс подготовки и передачи информации обучаемому, средством осуществлением которого является компьютер.
Такой подход отражает первоначальное понимание педагогической технологии, как применение технических средств в обучении.
В 70-е годы воздействие системного подхода постепенно привело к общей установке педагогической технологии: решать дидактические проблемы в русле управления процессом обучения с
точно заданными целями, достижение которых должно поддаваться четкому описанию и определению.
Педагогическая технология - это \"не просто использование технических средств обучения или компьютеров, это выявление принципов и разработка приемов оптимизации образовательного
процесса путем анализа факторов, повышающих образовательную эффективность, путем конструирования и применения приемов и материалов, а такие посредством оценки применяемых методов\".
Таким образом, во главе становится процесс обучения со своими особенностями, а компьютер - это мощный инструмент, позволяющий решать новые, ранее не решенные дидактические задачи.
Можно утверждать, что в образовании \"педагогическая технология\" и \"информацион...