Наиболее интересные материалы из журнала "Математика в школе"

    Дисциплина: Разное
    Тип работы: Курсовая
    Тема: Наиболее интересные материалы из журнала "Математика в школе"

    ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
    ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
    БАШКИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
    Кафедра мат. анализа
    Курсовая работа
    Наиболее интересные материалы из журнала «Математика в школе»
    Выполнили: студенты
    ФМФ,
    4курс, 1 группа
    Куфтерина
    М. Ю.
    Магданова Г. Р.
    Проверил: ст.преподаватель
    кафедры мат.анализа
    Юльякшин М. Г
    Уфа – 2006
    СОДЕРЖАНИЕ
    1. Технология обучения правилам в
    системе развивающего обучения………………………………………………………………..3
    Эвристические приемы решения логических задач………………………12
    3. Методы проблемного обучения……………………………………………..23
    Пропедевческий этап обучения
    поиску дополнительных
    построений ...................................................................................................27
    Интеллектуальное развитие школьников на уроках математики …………36
    6. Взгляд на элементарную геометрию с точки зрения высшей…………….. 47
    7. К вопросу реализации логической составляющей образовательной
    области «Математика»………………………………………………………….60
    Что делать с ошибками……………………………………………………….68
    9. Литература…………………………………………………………………….85
    ТЕХНОЛОГИЯ ОБУЧЕНИЯ ПРАВИЛАМ
    В СИСТЕМЕ РАЗВИВАЮЩЕГО
    ОБУЧЕНИЯ
    Т. П. ГРИГОРЬЕВА (Н. Новгород)
    За последние годы в связи с появлением школ нового
    типа (гимназий, лицеев и т.п.) наметился рост числа у
    чителей начальных классов, работающих по програм
    мам развивающего обучения в системе Д.Б.Элькони
    на — В.В.Давыдова. Следовательно, уже сейчас, а тем
    более в ближайшие годы учителям математики все чаще
    придется иметь дело с целыми классами, обучавшими
    ся по этой системе. Учитель среднего звена, принима
    ющий таких детей в
    классе, должен владеть основ
    ными технологиями обучения в этой системе, чтобы
    достаточно полно реализовать их учебно-познаватель
    ный потенциал, приобретенный в начальной школе.
    Курс математики
    классов содержит много
    вычислительных правил. Поэтому в первую очередь
    представляет интерес технология обучения правилам:
    системе развивающего обучения (РО). В основу этой
    технологии положена теория учебной деятельности
    Д.Б.Эльконина — В.В.Давыдова. [4]
    Охарактеризуем кратко каждый из
    этапов, а затем проиллюстрируем их на приме
    ре обучения правилу умножения десятичных дробей.
    Мотивационно-ориентировочная
    часть
    Этап актуализации.
    Цели: актуализация опорных зна
    ний, необходимых для введения и обоснования правила
    выявление того, освоен ли учащимися пооперационный
    состав действия на основе нового правила; создание
    «ситуации успеха» для последующей деятельности.
    Основным средством актуализации являются специ
    альные упражнения, которые учителю нетрудно
    соста
    вить самому, исходя из логико-математического анали
    за правила. Итогом данного этапа является ответ учени
    ка на вопрос: «Готов ли я к изучению нового?» Поэтому обычно практикуется индивидуальное выполнение
    упражнений с последующей фронтальной проверкой.
    Этап мотивации.
    Цель: формирование у каждого учащегося
    личной потребности в последующей деятельнос
    ти, связанной с «открытием» нового правила.
    Создав «ситуацию успеха» на первом этапе, учитель
    предлагает ребятам конкретную учебно-практическую
    задачу, которая по внешним признакам знакома им.
    Однако ее решение вызывает серьезные затруднения
    или приводит к нерациональным операциям. Так в
    сознании учащихся создается
    «ситуация интеллекту
    ального конфликта», которая и формирует потребность
    в дальнейшей деятельности.
    Сначала каждый ученик пытается решить задачу са
    мостоятельно. После неудачных попыток он ищет по
    мощь у других. Таким образом на уроке возникает со
    трудничество учащихся.
    Этап постановки учебной задачи.
    Цель: непосред
    ственное подведение учащегося к необходимости «от
    крыть новое правило».
    Ученики анализируют в группах затруднения, воз
    никшие в связи с конкретной учебно-практической
    задачей. Тем самым они пытаются отделить свои зна
    ния от незнаний. Этот этап обычно заканчивается от
    ветами школьников на вопрос:
    «Что же мы должны
    узнать, чтобы решить последнюю задачу?»
    Итак, учащиеся сами формулируют цели урока, ко
    торые фиксируются на доске и в их тетрадях, напри
    мер, в такой форме:
    «Открыть правило...»
    школьной практике часто наблюдается иной подход. После
    создания проблемной ситуации учитель
    спешит сообщить ученикам, что данную задачу они
    решить не могут, так как не знают такого-то правила. Далее он формулирует цели и тему урока. В этом случае цели у
    рока не становятся для школьников лично
    значимыми, что существенно влияет на последующую
    их учебно-познавательную деятельность.
    Этап планирования.
    Цель:
    составление программы
    дальнейшей деятельности.
    Выясняем коллективно характеристические свойства
    данных и искомых объектов, затем выделяем последова
    тельность вопросов, поиск ответов на которые приведет
    к решению сформулированной выше учебной задачи.
    II. 0перационно-исполнительская часть
    Этап преобразования условия задачи.
    Цель: преобра
    зование условия задачи таким образом, чтобы можно
    было установить связи между характеристическими
    свойствами данных и искомых объектов.
    Этап моделирования правила.
    Цель: создание моде
    ли правила, ее анализ и уточнение.
    Учащиеся пытаются зафиксировать выявленные на предыдущем этапе характеристические свойства данн
    ых и искомых объектов в виде некоторой модели (граф
    ической или символьной).
    На этом этапе урока жел
    ательно прибегнуть к групповой форме. Каждая групп
    а обычно создает свою модель. Результаты фиксирую
    тся и
    крепятся к доске. Затем учитель организует межгр
    упповую дискуссию, в ходе которой выделяется лучшая модель правила
    (если она имеется среди предлож
    енных)
    или корректируются предложенные. В процессе
    обучения ребята становятся более самостояте
    льными при создании моделей новых правил и поэто
    му начинают предлагать различные виды моделей, ко
    торые все менее нуждаются в уточнении.
    Этап преобразования модели правила.
    Цель:
    получение
    словесной формулировки правила.
    После того как выявлена и уточнена модель правила,
    учащиеся пытаются в группах сформулировать словами
    само правило. Теперь модель выступает в роли вн
    ешней опоры для формулирования правила. Полезно
    сравнить отредактированный вариант формулировки
    правила с тем, который предложен в школьном учебни
    ке.
    В заключение целесообразно выделить последовательность операций, из которых состоит выполнение дей
    ствия на основе правила, т.е. придать ему алгоритми
    ческую форму. Более того, уместно выделенную пос
    ледовательность действий зафиксировать письменно в тетради по моделированию.
    Этап обработки правила
    Цели сознание, осмысление, запоминание правила. На
    этом этапе модель правила выступает в роли ориентировочной
    основы
    деятельности, в результате которой
    действие, построенное на новом правиле, должно пер
    ейти из внешнего плана во внутренний. С помощью
    специальной системы упражнений, к которой пред
    ъявляются в методике обучения математике определ
    енные требования, происходит интери
    оризация действия. Ребятам предлагается выделить при
    нципиально различные случаи на его применение. Так
    им образом, ученик привлекается к составлению
    упр
    ажнений. Получается первый цикл заданий, который
    отвечает главному признаку системы упражнений
    — принципу полноты. Упражнения первого цикла класс
    решает фронтально, а учитель осуществляет операционный контроль за выполнением действия.
    В следующий цикл учитель включает задания рефлекс
    ивного характера, например упражнения «с ловушками
    », в которых предлагается найти задачи с преднамерен
    но допущенными ошибками при их решении. Очень
    полезно составлять словарь ошибок
    на данное
    правило. Так ученики выделяют ошибко опасные слу
    чаи. Ребятам нравятся такие задания. Постепенно ученики вовлекаются в творческую деятельность, направ
    ленную на составление заданий с ловушками и словаря
    ошибок.
    В настоящее время имеется достаточно много вари
    антов учебников по математике для
    классов.
    Поэтому легко практиковать следующее задание: «Под
    берите из других учебников новые задачи на данное правило, которые не были
    рассмотрены на уроках».
    Постепенно можно привлекать ребят и
    к самостоятельному составлению новых задач, представив себя в роли
    автора учебника. При этом у школьников развиваются
    речь, воображение,
    эмоционально-эстетическое отношение к заданиям.
    . Рефлексивно-оценочная часть
    Этапы контроля и оценки.
    Цели:
    помочь учащимся
    овладеть способами
    и критериями самоконтроля и са
    мооценки;
    вы
    явить
    «точечные»
    затруднения в усвоении правила.
    Учитель подбирает или составляет сам систему заданий, с помощью которой можно диагностировать усво
    ение правила. Каждый ученик выполняет самостоятель
    но
    предложенные задания, а затем подвергает по опер
    ационному контролю выполнение каждого из них,
    фиксируя свои выводы рядом с решением в виде пос
    ледовательности знаков:
    + (если уверен в правильности выполненной
    операции),
    - (если не знает, как выполнить операцию),
    ± (если не уверен в правильности выполненной
    операции).
    Проверяя данную работу, учитель не исправляет до
    пущенные учеником ошибки, но фиксирует их в своей тетради. Кроме того, сопоставляет последовательность
    знаков пооперационного контроля ученика с выпол
    ненными им заданиями. На основе проведенного со
    держательного анализа он составляет вторую работу в
    виде тестов, где к каждому заданию предлагаются не
    сколько вариантов
    решений (правильных, неправиль
    ных, нерациональных), которые взяты, непосредственно из первой работы самих учащихся.
    Ученик индивидуально отвечает на вопросы теста.
    Потом учащиеся уточняют свои ответы в группах, а
    учитель организует совместное обсуждение результатов
    (если в этом есть необходимость). В заключение учи
    тель раздает тетради
    с первой работой, ученик выпол
    няет заново те задания, в которых, как он считает,
    допустил ошибки. Только теперь учитель ставит оцен
    ку, сравнивая результаты двух выполненных работ, чтобы убедиться в возможности ребят корректировать свою
    деятельность.
    Естественно, что реализовать на одно...

    Забрать файл

    Похожие материалы:


ПИШЕМ УНИКАЛЬНЫЕ РАБОТЫ
Заказывайте напрямую у исполнителя!


© 2006-2016 Все права защищены