Этика Канта

    Дисциплина: Философия
    Тип работы: Реферат
    Тема: Этика Канта

    СОДЕРЖАНИЕ:

    Введение.

    ГЛАВА

    \"1-3\"

    Основы кантовской этики :

    Кант - философ свободы

    Детерминированность мира

    Феномен и ноумен

    Глава

    Этические категории :

    Свобода и воля

    Категории воли

    Свобода воли

    и совесть

    Глава

    Несвободная” свобода :

    1. Несвободная” свобода

    Характер причинности

    Заключение

    Список

    литературы.

    Введение.

    Разработка этических проблем занимает в творчестве Канта особое место. Им посвящено несколько работ: \"Основы метафизики нравственности\" (1785), \"Критика

    практического разума\" (1788), \"Метафизика нравов\" (1797), \"Об изначально злом в человеческой природе\" (1792), \"О поговорке \"может быть это верно в теории, но не годится для

    практики\" (1793), \"Религия в пределах только разума\" (1793). Одной из важнейших задач философии Кант считал понимание сущности нравственности, которая регулирует поведение

    человека. Он писал: \"Две вещи наполняют душу всегда новым и все более сильным удивлением и благоговением, чем еще и продолжительнее мы размышляем о них, - это звездное небо

    надо мной и моральный закон во мне\" [Соч. Т. 4. Ч

    . l.C. 499].

    \'Основа нравственности лежит, по Канту, априори в понятиях чистого разума. В данном случае разум Кант понимает как практический разум, а не

    теоретический, как было раньше. Практический разум - это и есть нравственность, имеющая дело с проблемами свободы и свободной воли. Чистый разум функционирует как

    практический, когда он определяет волю и она становится свободной волей. Кант исходит в построении своей системы нравственности из наличия \"доброй воли\" как сущности

    нравственности. Кант начинает свое рассмотрение нравственности с известного утверждения, что \"нигде в мире, да и нигде вне его, невозможно мыслить ничего иного, что могло бы

    считаться добрым без ограничения, кроме одной только доброй воли\" [Соч. Т. 4. Ч. 2. С. 228]. Воля определяется лишь моральным законом. Кроме понятий доброй воли и морального

    закона, основным понятием нравственности является понятие долга, которое содержит в себе понятие доброй воли. Волю Кант фактически отождествляет с практическим разумом и

    понимает как автономную, не зависящую от какого-либо внешнего воздействия: как от материального, в том числе социального, так и от религиозного. Нравственная воля, по Канту,

    содержит практические основоположения, которые подразделяются на аксиомы и законы. Максима -это субъективный принцип воления, закон - это объективный принцип воления. Законы

    как императивы подразделяются в свою очередь на гипотетические и категорические. Категорический императив Канта имеет несколько формулировок, в которых он оттачивал этот

    закон. Окончательно он формулируется в следующем виде: \"Поступай так, чтобы максима твоей воли могла в то же время иметь силу принципа всеобщего законодательства\" [Соч. Т. 4.

    Ч. 1. С. 331].

    Основы кантовской этики

    Кант - философ свободы

    Этика Иммануила Канта весьма злободневна для нас. Чтобы в этом убедиться, достаточно раскрыть его «Критику практического разума» на странице, где написано

    следующее: “Предположим, что кто-то утверждает о своей сладострастной склонности , будто она,

    если этому человеку встречается любимый предмет и подходящий

    но если бы

    поставить виселицу перед домом, где ему представляется этот случай, чтобы повесить его после удовлетворения его похоти , разве он

    и тогда не преодолел бы своей склонности? Не надо долго гадать,

    какой бы он дал ответ. Но спросите его, если бы его государь под

    угрозой немедленной казни через повешение заставил его дать ложное показание против честного человека, которого тот под вымышленными предлогами охотно погубил бы,

    считал бы он и тогда

    возможным, как бы ни была велика его любовь к жизни, преодолеть

    эту склонность ? Сделал ли бы он это или нет, – этого он, быть

    но он должен согласиться,

    не раздумывая, что это для него возможно.”

    Как видим, Кант сопоставляет тут две житейские ситуации. В

    первой из них он имеет в виду именно обыденную похоть, как

    пример некоего удовольствия, могущего мотивировать поступки

    человека, а не возвышенную любовь, подобную той, которую испытывал Данте к Беатриче или Петрарка к Лауре. Что касается второй

    ситуации, то советская действительность, которая еще только едва - едва начала становиться для нас вчерашней, сделала ее в нашей

    стране поистине массовой. В годы репрессий тысячи людей не теоретически, а на практике стояли перед дилеммой: оговорить требуемое количество невинных людей с тем,

    чтобы получить эфемерную

    надежду остаться в живых, или же, несмотря на пытки, не нарушить

    девятую заповедь декалога: «не лжесвидетельствуй». Правда, вместо кантовского «государя» у нас действовали чиновники , а вместо повешения чаще применялся расстрел,

    но ведь эти мелкие несовпадения не меняют ситуацию в целом

    . Да и позже, в шестидесятые и семидесятые годы,

    когда режим смягчился и смерт­ная казнь уже не грозила, люди, читая продукцию самиздата, должны были считаться с возможностью оказаться перед лицом

    следовате­ля, задающего неприятный вопрос о том, кто же это предоставил в наше распоряжение запрещенную литературу, а может быть, и пред­лагающего кого-либо оговорить в обмен на

    прекращение «дела». Так что ситуация, описанная Кантом, была очень злободневной в совсем недавнем прошлом, да остается таковой и сейчас, ибо с уходом комму­нистической идеологии и

    падением советской власти не намного уменьшилось общее количество насилия как у нас, так и во всем мире, и всегда есть опасность попасть в лапы какого-нибудь

    “игемона”, ко­торый во имя национальной, религиозной или какой-либо еще идеи потребует нарушить не только девятую, но и все до одной моральные

    заповеди, какие только существуют на свете.

    Но этика Канта не просто

    злободневна; она еще и возвышает наш дух: ведь Кант учит, что человек даже перед лицом смерти может устоять перед насилием. Кант мудр и знает, что это очень трудно:

    никто заранее не осмелится утверждать, что не сломается, не «расколется» под пыткой, что страх смерти не возьмет верх. И тем не менее, по Канту, каждый может преодолеть свою любовь к

    жизни и выдержать любое насилие: «он должен согласиться, не раздумывая, что это для него возможно». Прав ли философ? Я думаю, что да, хотя в

    веке множество изощренных заплечных дел мастеров как у нас, так и в его стране, казалось, прилагало все усилия для того, чтобы доказать его неправоту. В своей

    деятельно­сти гестаповцы исходили из того, что человек - суще­ство целиком и полностью природное, безусловно подчиняющееся законам физики, химии, физиологии, психологии. Его поведение

    только по видимости свободно, на самом же деле оно абсолютно детерминировано этими законами. Если подойти к

    делу «научно» и тщательно изучить, какое влияние оказывают на поведение людей те или иные физические, химические, фармакологические или

    пси­хологические воздействия, то, соответствующим образом подбирая их и дозируя,

    можно будет любого человека заставить делать все что угодно. На рядовых, обычных людей действуют грубые методы, но и для самого упорного можно подыскать такую

    комбинацию во...

    Забрать файл

    Похожие материалы:


ПИШЕМ УНИКАЛЬНЫЕ РАБОТЫ
Заказывайте напрямую у исполнителя!


© 2006-2016 Все права защищены