Философские идеи возрождения

    Дисциплина: Философия
    Тип работы: Реферат
    Тема: Философские идеи возрождения

    Домашняя работа по философии (2)

    Тема:

    Философские идеи возрождения

    Предисловие

    Философская мысль Возрождения представляет эпоху XIV—XVI вв. Эпилог приходится на начало XVII в. Кампанелла и Шекспир были последними представителями

    Возрождения. Философия этого времени противостоит системе схоластического знания. Она строится на иных основаниях, растет и развивается независимо от схоластической традиции. Почти так же

    будет развиваться новая европейская философия XVII века, связанная с зарождением математического и экспериментального естествознания, прежде всего — классической механики и новой

    механической картины мира.

    XIV—XVI вв. — время, когда все в круговороте страстей, общечеловеческих побуждений и расчетов. В разных ситуациях люди выпутываются умом и личной сметкой.

    Ценится выше всего умелость: смех возбуждает неумелое ханжество монаха или наивность супруга. Идеал удачи царит над всем. Поклонение обычаю заменяется культом удачи. У Боккаччо, Саккетти,

    Джованни мораль всех новелл: скрытый грех наполовину прощен. Отсюда вытекает: достигать цели, не раздумывая над средствами, и скрывать пути, чтобы достичь цели наверняка.

    XIV—XVI вв. — переходная эпоха от феодализма к капитализму, это время мануфактуру географических открытий, торговли, личной предприимчивости, высвобождения

    человека от сословных ограничений. Все это рождает в Италии новое качество культуры, известное под названием гуманизма, возрождения. Понятие “гуманизм” появляется в середине XV в. и

    означает то, что Цицерон и Тацит в свое время выразили термином “humanitas” — человеческий, человечный, образованный, т.е. качества свободного гражданина, необходимые для активного

    участия в жизни общества. Разрушение цеховокорпоративной структуры способствовало возникновению светской интеллигенции. Она складывается из купцов, знати, юристов, преподавателей, даже из

    ремесленников и крестьян. Так появляются кружки гуманистов, не связанных с университетами, где преобладала схоластика. Гуманисты-интеллигенты не связаны определенной профессией. Они

    представляют новую аристократию— “аристократию духа”; их этикофилософской доминантой является стремление к синтезу духовности. Они все направлены на изучение классической древней

    (греческой и латинской) литературы, философии, которые становятся эталоном культурной деятельности.

    Эпоху гуманизма называют также Возрождением (Ренессансом). Сами гуманисты, выражая свой дорыв, говорили о “воскрешении, обновлении” образцов античного мира в

    противоположность средневековью, которое ими понималось как “время... бедных умами ученых” (Лоренцо Балла), как “время темного тумана”, время грубости и несоразмерности (Дж. Вазари).

    Когда

    творческой дух Возрождения угас, понятие гуманизма осталось в культуре в качестве обозначения научных дисциплин, занятых осмыслением внутреннего мира человека. Так

    появляется термин — гуманитарные науки.

    Мысль эпохи Возрождения направлена на постижение самого человека в его взаимоотношениях с миром. Божество не отрицалось, но земное заслонило его. И это нагляднее

    всего проявилось в живописи. Так, в “Крещении” А. Верроккьо, по словам искусствоведа Вельфлина, Христос выглядит как скромный учитель. “Бегство в

    Египет” — это и бегство, и путешествие в неведомые края. “Тайная вечеря” — это торжественная трапеза, за которой обнаруживается предательство одного из

    присутствующих. Постоянные сюжеты картин “Распятие”, “Снятие с креста”, “Оплакивание” —это неумолимая жестокость смерти, ее постоянное присутствие в жизни, горе близких, нежное сострадание

    женщин.

    Специфическая черта философии Возрождения — деперсонализация Бога. Либо он растворен в природе (“природа есть Бог в вещах”, — повторял Дж. Бруно), либо мир

    погружен в Бога (Н. Кузанский). Такой пантеизм и гилозоизм наделял природу способностью к бессознательному творчеству, ее собственным “ языком ”, понимание которого вселяло надежду на

    познание и изменение этого мира. Отсюда появляется “натуральная магия”, весьма

    популярны астрология, алхимия.

    Пантеизм и призыв к опытному знанию, сенсуализм и магия, обожествление природы и психологизм представляют собой черты единой традиции философии

    Возрождения.

    Первый философ Возрождения

    “Первый философ Возрождения”, по происхождению немец, Николай Кузанский (1401—1464), учился в Гейдельберге, затем в Падуанском университете, где приобрел друзей

    среди итальянских гуманистов. В начале своей деятельности он был поглощен делом гармонического устроения мира и церкви на началах любви, свободы и суверенитета “верующего народа”, воле

    которого должен был подчиниться и сам папа. Однако в дальнейшем он отошел от своих полу утопических идей социального и религиозного единства Европы и человечества.

    Николай Кузанский великолепно знал схоластику, был близок к мистике Мейстера Экхарта, усвоил философию античности и неоплатонизма, знал восточных Отцов церкви,

    профессионально владел математикой. Не изменяя традиции богословия, Николай Кузанский в то же время принадлежит уже будущей философии XVII—XX вв. Он предвосхищает Лейбница идеей равного

    онтологического достоинства всех вещей в мире; Канта — развернутой в “Науке незнания” системой космологических антиномий; Гегеля — триадным расположением мирового сущего; Гуссерля и

    Хайдеггера — учением о человеческой вселенной как априорной цельности.

    В основе мироощущения Кузанского лежит божественное бытие-потенция как абсолютная возможность всего, которая парадоксальным образом есть и абсолютная

    действительность. Об этом всеобщем источнике и его творчестве можно что-либо высказать только в виде тоже “предположений” или “догадок” , поскольку безграничность его проявлений все равно

    рано или поздно опровергнет любое частное утверждение, превзойдет любое определение: он все может, сам мир — произведение Бога. Личная потенция творца выступает как “форма форм”, потому

    что образует образ-любой конкретной вещи.

    Например, когда Бог хотел открыть понятие о Себе, Он сказал: “Я Бог всемогущий” (Быт. 17, 1), “Я тот, кто есть” (Исх. 3, 1). Это означает, что Бог как абсолютная

    духовность есть действительное бытие всякой возможности. Кузанский поясняет: любая вещь существует благодаря своей оформленности. Заключается ли сущность вещи в самой вещи? Считать так

    значит утверждать, например, что сущность руки заключена в самой руке. Но мертвая рука — не рука. Рукой ее делает жизнь в духе. Следовательно, сущность руки имеет более истинное бытие в

    душе, чем в ней самой. Но в мире все вещи единичны и конечны. Бог как сущность этого

    мира, как чистая духовность есть форма всех возможных форм, бытие всякой возможности. Значит, то, чего нет и что может быть, не обладает действительностью в

    конечной (видимой, осязаемой) вещи. Следовательно, чтобы приблизиться к сущности, Богу надо стать выше разума, рассудка, чувства, и тогда Он сам обнаружит Себя перед теми, кто ищет Его в

    вере. То есть человеку надо отвлечься от сиюминутного, зримого, слышимого, не бегать и не суетиться, а стать выше себя. В ситуации такой остановки и напряжения мыс...

    Забрать файл

    Похожие материалы:


ПИШЕМ УНИКАЛЬНЫЕ РАБОТЫ
Заказывайте напрямую у исполнителя!


© 2006-2016 Все права защищены