Философия духа и материи Рене Декарта
Дисциплина: ФилософияТип работы: Реферат
Тема: Философия духа и материи Рене Декарта
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПО ВЫСШЕМУ ОБРАЗОВАНИЮ
РОССИЙСКАЯ
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ
АКАДЕМИЯ
им. Г.В.Плеханова
Кафедра общественных наук
Реферат
на
тему:
2ФИЛОСОФИЯ ДУХА И МАТЕРИИ
РЕНЕ ДЕКАРТА
Реферат выполнен
студенткой
курса
дневного
отделения факультета Бизнеса и
делового администрирования (группа 3108)
Афанасьевой Верой Александровной
Москва
1995 г.
- 2 -
2План реферата
2Введение
2Важнейшие черты эпохи и основные фыкты биографии Декарта
2Формирование Декарта как философа и ученого
- 3 -
2Введение
В истории
философии
творчество Рене Декарта (1596 - 1650) -
одна из самых больших вершин,
одно из величайших достижений. Важ-
нейший принцип методологии исследования историко-философского про-
цесса состоит,
как известно,
в том, чтобы в движении философских
учений,
систем,
категорий, идей раскрывать борьбу материализма и
идеализма [2].
Борьба эта не статична и весьма противоречива, она
отнюдь
не
лежит на поверхности даже открыто противостоящих фило-
софских учений и систем. Такая борьба была почти всегда неоднопла-
новой и неоднозначной. Развитие ее обнаруживало углубление челове-
ческого знания,
усложнение сознания человека в его
многообразных
аспектах,
в его отношении к природе и культуре. Особенность фило-
софского творчества Декарта в том,
что в нем были
сформулированы
новые и материалистические и идеалистические положения.
Тем самым
борьба материализма и идеализма поднялась на
более
высокую
сту-
пень. И хотя сам Декарт в конечном счете склонился в сторону идеа-
лизма, он сообщил этой борьбе новый импульс.
2ВАЖНЕЙШИЕ ЧЕРТЫ ЭПОХИ
2И ОСНОВНЫЕ ФАКТЫ БИОГРАФИИ ДЕКАРТА
Свои произведения Декарт написал в 20 - 40-х годах
ХVII
в.,
но уяснить их содержание невозможно без учета огромных изменений в
европейской - прежде всего западноевропейской - истории
период
Возрождения, начавшегося в Италии уже в ХIV в., а к концу ХV - на-
чалу ХVI в. ставшего, можно сказать, общеевропейским явлением. Это
были времена успехов раннебуржуазной культуры,
представленной бо-
гатейшим творчеством гуманистов.
Как известно, раннебуржуазная по
своему социальному происхождению культура гуманизма,
концентриро-
вавшаяся в городах, рождалась и развивалась в противостоянии куль-
туре феодального,
преимущественно сельского, застойно-иерархичес-
кого общества.
Идеологической
основой
этого общества была хрис-
тианская
религия с ее многочисленными догмами,
так или иначе ос-
мысляемыми в схоластических философских системах и построениях.
Если попытаться предельно кратко сформулировать суть теоцент-
- 4 -
рическо-схоластического мировоззрения, трудно найти более подходя-
щее слово,
чем созерцательность, молитвенная покорность средневе-
кового человека,
выражавшая его преимущественно приспособительную
позицию в отношении природы и социального мира.
Философы-гуманис-
ты,
в большинстве своем отнюдь не посягая еще на самые основы ре-
лигиозности,
вместе с тем решительно выдвигали на первый план че-
ловека с его многообразными телесными и
духовными
потребностями.
Отсюда в общем активистская позиция гуманистической философии, ко-
торая в противоположность теологии и схоластической философии, ус-
матривавшим
смысл человеческой жизни в осуществлении царства бога
на земле,
обосновывала идеал
учреждения
посюсторонней
жизни
царства
самого человека.
Такое обоснование было как индивидуаль-
но-этическим,
так и социальным. С течением времени, по мере успе-
хов
производственной
деятельности
и развития естественнонаучной
мысли (особенно к концу ХVI - началу ХVII в.), идеал царства чело-
века на земле приобретал и научно-техническую конкретизацию. Весь-
ма убежденным и
красноречивым
пропагандистом
действенной
науки
стал Фрэнсис Бэкон (1561 - 1626), названный К. Марксом родоначаль-
ником английского материализма и всей современной экспериментирую-
щей науки. Горячим сторонником научно-технического прогресса - од-
ной из важнейших сторон рождавшейся буржуазной культуры -
не
раз
объявлял себя и Декарт.
Конечно, социальная ситуация,
сложившаяся в первой
половине
ХVII в. во Франции, отличалась от той, которая была характерна для
Англии,
где приближалась буржуазная революция,
самая
зрелая
из
тех, что в нашей литературе обычно именуются ранними. Хотя Франции
было тогда далеко до буржуазной революции,
все же и
здесь
ту
эпоху
возникли
условия,
во многом определившие вызревание фило-
софской доктрины Декарта.
Среди таких условий первостепенную роль
играло
формирование
сильнейшего
абсолютистского
государства во
времена Генриха IV, Ришелье, Мазарини. В борьбе против старой фео-
дальной знати, сопротивлявшейся государственной централизации, все
эти исторические деятели опирались не только на среднее
мелкое
дворянство (в особенности служилое, так называемое дворянство ман-
тии), но и на растущую буржуазию, тоже заинтересованную в укрепле-
нии национального государства,
стимулировавшего промышленно-ману-
фактурную и торговую деятельность, вступавшего в военное противос-
тояние с другими европейскими государствами,
расширявшего колони-
- 5 -
альную экспансию в заморских странах.
Производственные
успехи
этот
ранний,
мануфактурный период развития капитализма в странах
Западной Европы при всей их скромности в сравнении с
эпохой
про-
мышленного переворота все же содействовали развитию научных иссле-
дований и применению естественнонаучных знаний в мореплавании, во-
енном деле,
в некоторых сферах производственной деятельности. Как
ни в одну из предшествующих эпох истории культуры,
наука станови-
лась производительной силой. Кружки ученых-гуманистов, возникшие в
Италии уже в ХV в.,
в последующие два столетия и там, и в особен-
ности
Англии
и во Франции превращались в кружки математиков и
естествоиспытателей.
Возможность практического применения научных
открытий обращала к науке взоры правителей.
В Англии и во Франции
возникали официально признанные сообщества ученых - прообразы
ны-
нешних академий наук.
Рене Декарт родился в Лаэ
(городок
провинции
Турень)
семье служилого дворянина 31 марта 1596 г.
В 1606 г.
он был отп-
равлен отцом в коллегию Ла Флеш - одно из лучших учебных заведений
тогдашней Франции, за несколько лет до того основанное иезуитами с
санкции Генриха IV.
Юный Рене обучался здесь более девяти лет. По
свидетельству зрелого Декарта, учебе в этой коллегии он был обязан
весьма многим.
Само возникновение такого учебного заведения - ха-
рактерное явление эпохи.
Напомним, что орден иезуитов,
возникший в середине
ХVI
в.,
стал
одним из основных организационно-идеологических орудий конт-
рреформации.
В борьбе против реформационных движений,
отделивших
от
католической церкви ряд стран и областей Европы,
этому ордену
принадлежала главная роль. Основное социальное содержание Реформа-
ции (особенно ее кальвинистского направления) было буржуазным. Ка-
толическая контрреформация,
напротив, выражала прежде всего ин...