Проблема глобальной цивилизации

    Дисциплина: Философия
    Тип работы: Реферат
    Тема: Проблема глобальной цивилизации

    Министерство здравоохранения Российской Федерации

    Санкт-Петербургская государственная химико-фармацевтическая академия

    Кафедра гуманитарных наук

    о д

    ПРОБЛЕМЫ ГЛОБАЛЬНОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ

    выполнил студент Tholomeo

    2001г.

    После террористических актов 11 сентября сего 2001 года на тему, вынесенную в заглавие доклада,

    заговорили практически все, кому не лень. Однако пороки системы, приведшие к этому трагическому сбою, волновали умы просвещенного человечества уже достаточно давно. В 1968 году

    итальянский экономист А.Печчеи и другие небезызвестные деятели общественно-экономических наук создали \"Римский клуб\", занимающийся изучением проблем, вставших перед человечеством во

    второй половине XX века, в эпоху глобализации, а также господства науки, техники и информации вообще. Ныне, по прошествии нескольких десятилетий, можно сказать, что мрачноватые

    пророчества так называемых \"экологических пессимистов\" так или иначе сбываются, однако на первый план внезапно вышли проблемы скорее социального и культурного плана. Таким образом,

    измышления Печчеи 60-70-х годов ничуть не потеряли своей актуальности, и с небольшими поправками их можно читать и сегодня.

    \"На протяжении моей жизни, - писал Печчеи - ход истории решительно и внезапно переменился. За какие-то десятилетия завершился продолжавшийся много лет период медленного развития

    человечества и наступила новая динамическая эра. Что несет нам новый век? Станет ли он звездным часом человечества или он ввергнет нас в пучину ужасов? Все перемены касаются именно

    изменившегося положения самого человека на земле. Если раньше он был не более, чем одним из многих живых существ, то теперь человек превратил планету в свою безраздельную империю.\"

    В течение всей своей истории люди бились над вопросом \"Что значит быть человеком и в чем состоит его земное

    предназначение?\". Поиски ответов на этот вопрос служили вечной темой философских и религиозных размышлений. Теперь, впервые в истории, появился новый мощный фактор, который необходимо

    принимать во внимание Это огромное и всевозрастающее материальное могущество самого человека. Это могущество возрастает по экспоненте. Однако развитие это в высшей степени неоднозначно,

    ибо оно может послужить на благо Человеку только при разумном и сдержанном отношении, при безрассудном же его использовании человеку грозит непоправимая катастрофа.

    С тех пор, как появился человек, жизнь на планете постоянно и непрерывно менялась, его влияние стабильно росло. Теперь, однако, когда оно стало возрастать с поистине космической

    скоростью, судьба всех имеющихся живых форм на Земле зависит от того, что делает или не делает человек. Основной вопрос сегодня- как умудрится он разместить на Земле дополнительные

    миллиарды себе подобных. Поднятая Человеком волна, если ее не остановить, неминуемо настигнет и его самого. Ведь человек является результатом значительной эволюции- процесса, в котором

    тесно и прихотливо переплелись тысячи и тысячи организмов. Сможет ли он выжить в роскошном замке, куда добровольно заточил себя, взяв с собой лишь нескольких приближенных? Ведь, нарушая

    экологическое равновесие и непоправимо сокращая жизнеобеспечивающую емкость планеты, человек может таким путем сам расправиться со своим биологическим видом.

    Современный человек научился дольше жить, что привело к демографическому взрыву. Он научился производить больше

    всевозможных вещей в очень короткие сроки. Уподобившись Гаргантюа, он развил в себе ненасытный аппетит к потреблению и обладанию, производя все больше и больше, вовлекая себя в порочный

    круг роста, которому не видно конца. Родилось явление, которое стали называть промышленной, научной, научно-технической революцией. Последняя родилась тогда, когда человек понял, что

    может эффективно в промышленных масштабах применять на практике свои научные знания об окружающем мире. Можно с уверенностью утверждать, что этот безудержный поток из технического рога

    изобилия будет расти и расти.

    Истоки этой зловещей благоприобретенной мощи человечества лежат в комплексном воздействии всех названных изменений,

    а их своеобр. символом стала техника. Еще несколько десятилетий назад мир человека можно было , в весьма упрощенном, конечно, виде, представить тремя взаимосвязанными, но достаточно

    стабильными элементами. Это природа, человек и общество. Ныне в эту триаду вошел четвертый элемент- техника.

    Она так же стара, как и сам человек, но вначале она была скорее средством, нежели самоцелью. Вплоть до недавнего

    времени человеку удавалось поддерживать разумное равновесие между тем материальным прогрессом, который она обеспечивала и той социокультурной жизнью, которой она должна была служить.

    Ныне, когда техника в своей новой версии зиждется исключительно на науке и ее достижениях, она приобрела статус доминирующего и предельно независимого элемента. Техника превратилась в

    абсолютно неуправляемый, прямо-таки анархический фактор. Однако даже в том случае, если нам удастся поставить ее под надежный контроль, все равно она уже принесла в наш мир и будет

    продолжать в нем вызывать поистине эпохальные изменения. И новый факт здесь состоит в том, что техника, созданная человеком, - на радость или горе, - стала главным фактором

    изменений на Земле.

    Водораздел между двумя эпохами связан с появлением высокоразвитой техники и сложных искусственных систем в авиации,

    космонавтике, транспорте, информации etc. Гигантский мир, созданный нами, не только ошеломлял нас, но порою производил пугающее впечатление. Любое повреждение или нарушение в каком-либо

    из элементов этой сети может легко перекинуться на другие элементы, приобретая порой характер эпидемии. Перед нами, как неясный мираж, манящий и соблазнительный, но в то же время полный

    угроз и неизвестности, маячит век безраздельной империи человека.

    Триумфальное развитие Западной цивилизации неуклонно приближается к критическому рубежу. Набирая все новые силы, цивилизация нередко обнаруживала явную склонность навязывать свои

    идеи с помощью миссионерской деятельности или прямого насилия, идущих от религиозных традиций. Трудовая этика и прагматический стиль послужили источником, с помощью которого она

    навязывала свои привычки и взгляды другим культурам и традициям.

    Так, используя все возможные средства, цивилизация распространялась по планете. Мало-помалу все страны и народы

    стали жить по ее законам, ее нравы стали объектом подражания, и даже если их отвергают, все равно от них отталкиваются в поисках иных решений и альтернатив.

    Развитие цивилизации, однако, сопровождалось расцветом радужных надежд и иллюзий, которые не могли осуществиться

    хотя бы по причинам социально-психического характера. В основе ее философии лежал элитаризм. А Земля, как бы щедра она ни была, не в состоянии разместить непрерывно растущее население и

    удовлетворить все его потребности. Вот почему сейчас в мире наметился глубокий раскол между развитыми и слаборазвитыми странами.

    Но даже и этот бунт мирового пролетариата, который стремится приобщится к богатствам своих более ...

    Забрать файл

    Похожие материалы:


ПИШЕМ УНИКАЛЬНЫЕ РАБОТЫ
Заказывайте напрямую у исполнителя!


© 2006-2016 Все права защищены