Кризис натурфилософии и пути выхода из него во второй половине Х1Х - ХХ веках
Дисциплина: ФилософияТип работы: Реферат
Тема: Кризис натурфилософии и пути выхода из него во второй половине Х1Х - ХХ веках
КРИЗИС НАТУРФИЛОСОФИИ И ПУТИ ВЫХОДА ИЗ НЕГО ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ Х1Х - ХХ ВЕКАХ. № 17.
НАТУРФИЛОСОФИЯ – сформировавшаяся в древней Греции часть философии, умозрительно (путем размышлений) изучающая явления природы
(натуры). (Другие части философского знания: онтология, гносеология, социальная философия, методология, этика, эстетика, логика и др.).
По мере формирования экспериментального естествознания в ХУП веке и его дальнейшего бурного развития, начиная с первой трети
Х1Х века, в европейской философской мысли зреет идея о том, что натурфилософия в век науки не нужна. Это одна из центральных идей позитивизма О. Конта. С нее и начинается кризис
натурфилософии.
Какие предлагаются выходы из кризиса? Они нашли свое отражение, например, в следующих философских течениях:
1. Позитивизм. Философия (как и религия) не дает позитивного, научного знания. Следовательно, от философии надо отказаться в пользу науки как позитивного знания. Получается:
ФИЛОСОФИЯ ОТЖИЛА СВОЕ, ДОЛЖНА УСТУПИТЬ МЕСТО НАУКЕ.
2. Марксистская философия (диалектический материализм) утверждает, что она -
вершина развития философии и, одновременно конец философии. Энгельс писал, что вместе с
формированием марксовой философской доктрины философии в определенном смысле приходит конец. Марксистская философия – это подлинно научная философия. Получается:
ФИЛОСОФИЯ (марксистская) ТОЖДЕСТВЕННА НАУКЕ.
3. Иррационализм принижает интеллектуальные, рационалистические способности человека в сфере познания, а, следовательно, науку как наиболее яркое выражение этих способностей. На
первое место выдвигаются другие познавательные способности – сверхразумные, иррациональные, например, интуиция, озарение. Наука здесь оценивается весьма негативно, поскольку она,
много рассказав о природе, неспособна дать ответы на самые главные вопросы бытия, например «В чем смысл жизни, суть человеческого существования». Ответы на эти вопросы может дать
философия, например, экзистенциализм. Получается: ФИЛОСОФИЯ ЛУЧШЕ, ПОЛЕЗНЕЕ НАУКИ.
Позитивизм и его эволюция
ПОЗИТИВИЗМ - от латинского – положительный. Философское направление, основанное на изучении знания данного в опыте, то есть положительного, позитивного знания. Позитивизм, в
целом, считает, что:
1. Подлинное, положительное знание может быть получено лишь с помощью специальных наук, которые основываются на фактах, опыте.
2. Философия, занимающаяся мировоззренческими вопросами, не имеет права на существование, не имеет смысла.
3. Философия имеет право на существование лишь в том случае, если будет изучать язык науки.
Реальные факты, послужившие возникновению позитивизма:
– бурное развитие наук, начавшееся в конце Х1Х века, приносит массу нового конкретно-научного знания;
– отсюда: происходит сокращение традиционных онтологических проблем философии (натурфилософии), многое уходит в область естествознания;
– усиливается гносеологическая и методологическая функции философии: философы все чаще имеют дело со знанием добытым науками;
– возникают вопросы
достоверности этих знаний и способах их использования философией.
Этапы позитивизма.
Первая форма позитивизма.
Основатель - Огюст Конт (1797-1857), ввел в оборот сам термин. Продолжатели – Герберт Спенсер (1820-1903), Джон Милль (1806-1873).
Конт и Спенсер считали, что интеллектуальная эволюция человечества прошла три стадии своего развития.
Теологическая
- все явления (в том числе и природные) объяснялись на основе сверхъестественных, религиозных представлений.
Метафизическая
– иначе – философская, то есть объяснение явлений природы с точки зрения философии.
Позитивная
– иначе – научная, то есть объяснение мира с позиций науки. Конт считал, что эта стадия начинается с появления подлинной науки об обществе – СОЦИОЛОГИИ, понятия, которое ввел в
научный оборот он сам.
Суть первой формы позитивизма.
НАУКА – не есть отражение объективной действительности, и представляет собой систематизацию данных чувственного опыта,
получаемых в ходе наблюдения.
ЗАДАЧА ПОЗИТИВНОЙ ФИЛОСОФИИ – исследовать структуру научного знания, то есть систематизировать и обобщать факты. При этом
факт – это не предмет и не процесс («стакан», «часы идут»), а зафиксированное в чувственном опыте событие.
ЗАДАЧА НАУКИ – описывать факты, отвечая на вопрос «как» но не на вопрос «почему».
К концу Х1Х века первая форма позитивизма сталкивается с серьезными трудностями, вызванными развитием
естествознания (в математике – появление неевклидовых геометрий; в физике – открытие электрона и микромира). Все это требовало изучения тех самых философских (метафизических) проблем,
которых хотел избежать позитивизм.
Вторая форма позитивизма
– ЭМПИРИОКРИТИЦИЗМ или махизм по имени создателя – Э.Маха (1838-1916). Соавтор – Р. Авенариус (1843-1896).
ЦЕНТРАЛЬНАЯ ПРОБЛЕМА – существует ли объективная реальность и как к ней относится сознание. Решали этот вопрос с позиций субъективного идеализма, то есть утверждали, что вещи
являются субъекту в форме ощущений, названных элементами. Устойчивые комплексы элементов запечатлеваются в памяти и выражаются в речи.
ЗАДАЧА НАУКИ – исследовать законы связи между элементами и между комплексами элементов.
Критика махизма с позиций диалектического материализма содержится в книге В.И.Ленина «Материализм и
эмпириокритицизм».
Третья форма позитивизма – НЕОПОЗИТИВИЗМ (или логический позитивизм). Его возникновение связано с
дальнейшим развитием естествознания, прежде всего математики: а) возрастает абстрактность математики (бесконечно малые величины, теория множеств и т.д.); б) математика сближается с
логикой – возникает математическая логика.
Все это приводит к кризису оснований математики: в этом образце достоверности и истинности возникают нелепости и парадоксы. Это поставило ряд методологических
и логических проблем:
Каковы причины парадоксов и способы их устранения?
Проблема истинности математического знания.
Как абстрактные математические формулы связаны с действительностью? Например, чему соответствует в реальности бесконечно малая величина.
Развитие квантовой механики также поставило перед наукой и философией ряд новых проблем, например,
проблему осмысленности научных предложений, возможность опытной проверки абстрактных положений, таких как цикличное течение времени, эффект близнецов и др.
НЕОПОЗИТИВИЗМ – возникает в 20-е годы ХХ века. Основные идеи сформировались в рамках так называемого «Венского кружка» - группы
интеллектуалов Венского университета, объединившихся по инициативе руководителя кафедры философии Морица Шлика. Другие представители: Р.Карнапп (1891-1970),
Б.Рассел (1872-1970),
Л.Витгенщтейн (1889-1951) и др. Неопозитивизм весьма сложная философская система
как
по существу решаемых проблем
и обращении к сложнейшим проблемам современного естествознания, так и потому, что имеет по нескольку вариантов решения одной и той же проблемы разными философами
одной и той же школы.
ОСНОВОПОЛАГАЮЩИЕ ПРИНЦИПЫ.
1. Все мировоззренческие (философские) проблемы не имеют смысла и
должны быть изгнаны ...