Космогонические модели ионйцев

    Дисциплина: Философия
    Тип работы: Реферат
    Тема: Космогонические модели ионйцев

    СИБИРСКАЯ АКАДЕМИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ

    КАФЕДРА ГУМАНИТАРНЫХ ОСНОВ

    Р Е Ф Е Р А Т

    Космогонические модели ионйцев

    Выполнил

    студент гр. 005

    Гашко П.А.

    Проверил

    Антипов Г. А.

    Новосибирск 2000 г.

    Содержание

    TOC \\o \"1-3\"

    Вступление.

    Милетская школа.

    Фалес.

    Анаксимандр.

    Анаксимен.

    Заключение

    Литература.

    Вступление.

    Под ионийской философией понимается совокупность философских учений, развившихся на почве ионийского района на западном побережье Малой Азии, населённого греками ионийской

    группы племён. В 6-5 вв. до н.э. Иония представляла собой ведущую в социальном и культурном отношении область древнего мира. Страна с мягким климатом и плодородными почвами создавала

    возможность для производительного сельского хозяйства; положение на перекрестке торговых морских путей обусловило рассвет ремесла и торговли, а соседство с народами древней

    ближневосточной культурой способствовало быстрому культурному развитию талантливого греческого населения. Здесь возникают как греческий эпос, так и лирическая поэзия, и проза

    \'\'логографов\'\'. Здесь складывалась и философия, причем философы, происходившие из Ионии, работали не только в этой стране, но и в других местах

    : Ксенофан из Колофона странствует по Греции, Италии, Сицилии

    : Пифагор из Самоса трудится в Кротоне, в великой Греции. Но к ионийской философии мы отнесём Милетскую школу, а вернее трёх философов

    : Фалеса, Анаксимандра и Анаксимена.

    Итак, обратимся к первым милетским «физикам», а именно, - к Фалесу, Анаксимандру и Анаксимену, положившим начало новому типу мышления.

    Фалес.

    Фалес был гражданином Милета, происходившим от беотиских кадмейцев, современником Солона и Креза. Аполлодор (по свидетельству Диогена Лаэрция) относит его рождение к 1-му году 35

    Олимпиады, т.е. к 640/39 г. до Р.Х., его смерть – к 546/5 до Р.Х.; причем при исчислении года рождения решающей датой было, по-видимому, солнечное затмение 585 г. По свидетельствам

    Геродота и Диогена Фалес приобрел славу своей практической рассудительностью и государственной мудростью. Наряду с этим восхваляют его математические и астрономические знания, которые

    он приобрел в Финикии и Египте – быть может, во время торговых путешествий – и перенес в Грецию; самым знаменитым из приписываемых ему свидетельств этих знаний является то, что он

    предсказал год солнечного затмения, происшедшего 28 мая 585 г. до Р.Х. Очевидно, с этими математическими изысканиями и с пробужденным ими научным духом связана его попытка найти иной,

    немифологический ответ на вопрос о последних основах вещей; и с другой стороны, элементарному характеру древнейшей греческой математики соответствует то, что физика Фалеса не вышла из

    зачаточного состояния. А именно, он признал воду веществом, из которого все возникло и все состоит и он говорил также, что Земля плавает, подобно куску дерева, на воде, и этим объяснял

    ее устойчивое пребывание в центре мира. Об основаниях этой гипотезы уже Аристотель высказывает лишь догадку, ибо он не имел перед собой сочинения Фалеса, и такового, без сомнения,

    вообще не существовало (Предположение Аристотеля в «Метафизике» состоит в том, что наблюдения над влажностью всякой пищи и животного семени заставили Фалеса признать воду, как источник

    влажности, за первоначало); сочинения, упоминаемые позднейшими писателями, как и сообщаемые ими учения Фалеса, должны считаться подложными. Фалес, по-видимому, не объяснял точнее, каким

    способом вещи возникают из воды; по всей вероятности, он представлял себе, что с веществом непосредственно связана действующая сила, и саму эту силу мыслил, в духе древней религии

    природы, как нечто аналогичное человеческой душе; на это указывают также его изречения, что все полно богов и что магнит имеет душу (т.е. жизнь), так как он притягивает железо. Таким

    образом, он представлял себе вещество живым и одушевленным, - воззрение, которое встречается и у его последователей и которое метко названо «гилозоизмом» (от греческих слов материя и

    жизнь) или также «гилопсихизмом» (Деринг). Мнение, что он решительно отличал мирообразующую силу, в качестве божества или духа, или мировой души, от вещества, - не может быть допущено.

    Но сколь бы скудным нам ни казалось это первое начало физической теории, - важно все же было то, что эта теория вообще положила начало научному объяснению мира.

    Свидетельства. Учение.

    АРИСТОТЕЛЬ. Метафизика, 1, 3, 983 b 6 [Предвосхищение

    предшественниками Аристотеля его учения о 4-х причинах или началах бытия: материального, формального, , движущего и целевого]: Большинство первых философов полагали

    начала, относящиеся к разряду материи, единственными началами всех вещей: из чего все сущие (вещи) состоят из

    чего, как из первого, они возникают и во что, как в последнее, они уничтожаются . . . Это они

    полагают элементом и это началом сущих (вещей).

    Там же. 983 b 18: Однако количество и вид

    такого начала

    не все определяют одинаково. Так, Фалес, родоначальник такого poда философии, считает [мате­риальное начало] водой (поэтому он и утверждал, что земля — на воде).

    Вероятно он вывел это воззрение из наблюдения, что пища всех [существ] влажная и что тепло как

    таковое рождается из воды и живет за счет нее

    , а «то, из чего [все] возникает», - это, [по определению], и есть начало всех [вещей]. Вот почему оп принял это воззрение, а также потому, что сперма всех [живых существ]

    имеет влажную природу, а начало и причина роста содержащих влагу [существ] —вода.

    Некоторые полагают, что уже первые богословы, жившие в глубочайшей древности задолго до нынешнего поколения, держались того же воззрения на природу, [что и Фалес]: дескать, в своей

    поэзии они изобразили праотцами всего возникшего океана и Тефию и [говорили], что боги клянутся водой или, как они сами (поэты) ее назвали Стиксом: старейшее, [рассуждают «некоторые»],

    чтимо всего более, а чтимое всего более — это то, чем клянутся, (следовательно, «вода» - «старейшее»). Действительно ли это мнение о природе столь древнее и старое — пожалуй, неясно,

    однако Фалес, говорят, высказался о первой причине указанным образом.

    Мнения философов, 1, 3 («О началах»), 1 [слова «сей муж… постарше» отсутствуют у Стобея; вставка Псевдо-Плутарха]: Фалес Милетский утверждал, что начало сущих [вещей] —вода. (Сей муж

    считается зачинателем философии, и по нему была названа ионийская школа: ведь философских преемств было множество. Изучив философию в Египте, он вернулся в Милет постарше.) Все из воды,

    говорит он, и в воду

    так и все [вещи], вероятно, берут [свое] начало из

    влаги. Во-вторых, из того, что все растения влагой питаются и [от влаги] плодоносят, а лишенные [ее] засыхают. В-третьих, из того, что и сам огонь Солнца и звезд питаются водными

    испарениями равно как и сам космос. По этой же причине и Гомер высказывает о воде такое суждение: «Океан, который всем прародитель».

    ИППОЛИТ Опровержение всех ересей, 1, 1: Сообщают, что Фалес Милетский один из семи мудрецов, первым принялся за философию природы. Он говорил, что начало и конец Вселенной — вода.

    Ибо все образуетс...

    Забрать файл

    Похожие материалы:


ПИШЕМ УНИКАЛЬНЫЕ РАБОТЫ
Заказывайте напрямую у исполнителя!


© 2006-2016 Все права защищены