Космическая философия Циолковского

    Дисциплина: Философия
    Тип работы: Реферат
    Тема: Космическая философия Циолковского

    Московский Авиационно-Технологический Институт

    (МАТИ-РГТУ)

    им. К.Э.ЦИОЛКОВСКОГО

    ДОКЛАД

    ПО

    ДИСЦИПЛИНЕ

    «ОСНОВЫ ФИЛОСОФИИ ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ»

    НА ТЕМУ:

    КОСМИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ ЦИОЛКОВСКОГО

    Студентки группы 3КМ-4-76

    Москва 2003 г.

    ПЛАН

    ВВЕДЕНИЕ

    АНТРОПОКОСМИЗМ ЦИОЛКОВСКОГО

    КОСМИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ ЦИОЛКОВСКОГО

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ

    ВВЕДЕНИЕ

    Под космизмом понимается целый поток русской культуры, включающий не только философов и ученых, но и поэтов, музыкантов, художников. В нем ока­зы­ваются и Ломоносов, и Тютчев, и

    Вячеслав Иванов, и Скрябин, и Рерих... Связь человека и космоса была предметом изучения уже первых древнегреческих мудрецов. Так в космисты недолго записать, скажем, Гераклита с его

    вечноживущим космосом, который не создавали ни боги, ни люди и который живет сам по себе.

    Есть не­кое космическое веяние и дыхание в произведениях того или иного творца - и этого оказывается достаточным, чтобы произвести его в космисты. Ощущение глубинной

    причастности созна­тельного существа космическому бытию, мысль о человеке как микрокосме, вме­стившем в себя все природные, космические стихии и энергии, проходят через мировую

    культуру, как восточную, так и западную. В древнейших религиозных и мифологических представлениях человек уже прозревал соотношения и взаимо­связи между своим существованием и бытием

    Вселенной и эту свою интуицию претворял в различные, преимущественно образные, формы. Космические симво­лы и образы народного бытового искусства и поэзии, микро- и макрокосмиче­ские

    соответствия выражали эту объективную идею целостности мироздания, ор­ганичной включенности в него жизни и сознания. Но рядом всегда существовал и более активный подход, являлось

    стремление воздействовать на мир в желатель­ном направлении. Преображающая человека и мир мечта стремилась к преодо­лению ограниченности человека в пространстве и времени, она

    воплощалась в сказочные, фольклорные образы господства над стихиями - воздушные полеты, метаморфозы вещества, живую и мертвую воду... С древности до конца XIX в. эта космическая тема

    развивалась только в мифе, фольклоре, поэзии, а также в неко­торых философско-утопических, фантастических произведениях ( к примеру, у Сирано де Бержерака, Жюля Верна ).

    Именно в России, ставшей родиной научного учения о биосфере и

    переходе ее в ноосферу и открывшей реальный путь в космос, уже начиная

    с середины про­шлого столетия вызревает уникальное космическое

    направление научно-фи­ло­софской мысли, широко развернувшееся в XX в. В

    его ряду стоят такие фило­со­фы и ученые, как В.И. Вернадский,К.Э. Циолковский, Н.Ф. Федоров, А.В. Су­хово-Кобылин и др. В

    философском наследии мыслителей русского религиоз­ного возрождения -

    В.С. Соловьева, П.А. Флоренского, С.Н. Булгакова, Н.А. Бер­дяева -

    также выделяется линия, близкая пафосу идей русского космизма. Имеет­ся

    в виду то склонение в русской православной философии, которое Н.А.

    Бер­дяев называл \"космоцентрическим, узревающем божественные энергии в

    твар­ном мире, обращенным к преображению мира\" и \"антропоцентрическим,

    обра­щенным к активности человека в природе и обществе\". Именно здесь

    ста­вятся \"проблемы о космосе и человеке\", разрабатывается активная,

    творческая эсхато­логия, смысл которой, по словам Бердяева, в том, что

    \"конец этого мира, конец истории зависит и от творческого акта

    человека\".

    Само зарождение русского космизма обусловлено в значительной степени своеобразной общественной и культурной обстановкой в России

    в. Развитие русского космизма обязано во многом непременному противопоставлению этого философского направления самим основам западноевропейской науки и культуры. Это

    противостояние заключало в себе возможность продуктивного диалога, способствовавшего изменению русского космизма, его прогрессивному воздействию на культуру научного исследования

    в. Значительный интерес представляет нравственный, социально-философский смысл русского космизма. Он способен питать собой весьма широкий спектр воззрений - от крайне реакционных

    до либеральных, которые озабочены поиском творческого примирения основных ценностей традиционного общества и культуры динамичной цивилизации.

    АНТРОПОКОСМИЗМ ЦИОЛКОВСКОГО

    Избежать неправомерного и безмерного расширения русского космизма можно, если сразу же обозначить принципиально

    новое качество миро­отно­шения, которое является определяющей его

    генетической чертой. По мнению современного специалиста по русскому космизму, автору многих работ, посвященных жизни и творчеству Н.Ф.Федорова, С.Г.Семеновой это

    идея ак­тивной эволюции, т.е. необходимости

    нового сознательного этапа развития ми­ра, когда человечество направляет

    его в ту сторону, в какую диктует ему разум и нравственное чувство.

    Поэтому возможно точнее будет определить это направ­ле­ние не столько

    как космическое, а как активно-эволюционное, находящееся в процессе

    роста, далеко не совершенное, но вместе сознательно-творческое,

    при­званное преобразить не только внешний мир, но и собственную

    природу. Речь по существу идет о расширении прав сознательно-духовных

    сил, об управлении ду­хом материи, об одухотворении мира и человека.

    Космисты сумели соединить заботу о большом целом - Земле, биосфере,

    космосе с глубочайшими запросами высшей ценности - конкретного

    человека. Недаром такое важное место здесь за­нимают проблемы,

    связанные с преодолением болезни и смерти и достижением бессмертия.

    Гуманизм - гуманизм не прекраснодушный и мечтательный - он ос­нован на

    глубоком знании, вытекает из целей и задач самой природной,

    косми­ческой эволюции. Человек для русских космистов - существо еще промежуточное, находящееся в процессе роста, далеко не совершенное, но вместе с тем призванное

    изменить не только окружающий мир, но и собственную природу.

    Родоначальником всей космической мысли в России был только в последние годы раскрывающийся во всем многообразии творчества мыслитель второй половины ХIX века Николай Николаевич

    Федоров. В советское время имя Федорова было предано забвению, хотя до революции к его идеям обращались самые видные из русских философов и деятелей культуры. Так, большое влияние

    оставили встречи и беседы с Федоровым на творчество Л.Н.Толстого и В.С.Соловьева; большие статьи с разбором философской концепции Федорова оставили Н.А.Бердяев и С.Н.Булгаков. Уже

    после смерти философа в начале ХХ века вышло двухтомное собрание его избранных трудов, озаглавленное федоровскими учениками “Философия общего дела”. Мизерный тираж в несколько сот

    экземпляров сразу же сделал труды Федорова библиографической редкостью, однако и это не стало препятствием для распространения идей мыслителя. Так, сильнейшее впечатление произвели

    работы Федорова на калужского учителя К.Э.Циолковского, чье философское наследие во многом перекликается с федоровскими идеями.

    Достаточно взять для примера работу Циолковского “Будущее Земли и человечества”. В ней он ярко воображает наглядные картины самого процесса будущего преобразования планеты. Тут

    мы найдем немало активно осуществляющихся федоровских проектов: и метеориче...

    Забрать файл

    Похожие материалы:


ПИШЕМ УНИКАЛЬНЫЕ РАБОТЫ
Заказывайте напрямую у исполнителя!


© 2006-2016 Все права защищены