“Космическая философия” К.Э. Циолковского

преподаватель:

студент:

группа :

2000г.

Наука , наблюдение , опыт и математика были основой моей философии.

К.Э. Циолковский

Мыслителей , которые рассуждают о вселенской , космической сути бытия человека

обычно называют

космистами . Одним из первых

космистов был Платон ,

космистами были

Н. Кузанский , Дж. Бруно , И. Ньютон , и многие другие . Среди них были учение , философы , инженеры , писатели , художники . Во второй половине

, начале

века это направление

научно-философской мысли с особой полнотой и силой проявилось в России . Среди русских

космистов также были люди разные по своим

филосовским взглядам и мировоззрению: Ф.М. Достоевский , Н. Ф. Федоров ,

П.А. Кропоткин , Е.П.

Блаватская , В. С. Соловьев , Н.И. Вернадский ,

А. Л. Чижевский , К.Э. Циолковский .

Циолковский безусловно очень известен у нас в стране и за рубежом , но известен , главным образом , как

исследователь и изобретатель

в области реактивного движения . Вот выдержка из энциклопедического словаря : “российский ученый и изобретатель, основоположник современной космонавтики. Труды в

области

аэро- и

ракетодинамики, теории самолета и дирижабля ...

Впервые обосновал возможность использования ракет для межпланетных сообщений, указал рациональные пути развития космонавтики и ракетостроения, нашел ряд важных инженерных решений

конструкции ракет и жидкостного ракетного двигателя .”

Гораздо

менее он известен своими философскими

концепциями , своей

“космической философией ”, которые , пожалуй , и составляют главную часть его научного наследия .

Действительно

, одним из главных достижений Циолковского

считается то , что именно он

предложил и научно обосновал возможность использования ракеты для полета в космос в своей знаменитой работе “Исследование мировых пространств реактивными приборами

” .

Работа

эта

была

частично опубликована

в 1903 г. . Однако подобные идеи приходили в голову не только Циолковскому -

примерно тогда же (чуть позже) этим начали заниматься

ученые и в других странах , например Р.

Годдар в США и

Г.Оберт в Германии , стали выходить их работы , написанные независимо от Циолковского (хотя его приоритет очевиден ) . Циолковскому

принадлежит также множество технических идей и изобретений (многоступенчатые ракеты , металлический дирижабль , поезд на воздушной подушке и др.) однако это не

главное (были изобретатели и покруче ). Сам Константин Эдуардович писал по поводу ракет так: ”Ракета

для меня только способ , только метод

проникновения в глубину Космоса , но отнюдь не самоцель... Будет иной способ передвижения в Космосе , приму и его ”. Центральной , главной идеей Циолковского

является то , что будущее человеческой цивилизации неизбежно связано с выходом в космос , более того , с расселением в нем : “Человечество...сначала робко выглянет

за пределы земной атмосферы , а затем завоюет себе все околосолнечное пространство”.

Нам

, с детства читавшим фантастику ,

живущим тогда когда “космические корабли бороздят просторы Вселенной ”

наверное трудно представить , сколь новыми , необычными , неожиданными

были эти идеи сто лет назад , хотя выглядят они довольно логичным продолжением человеческой истории . Циолковский был поистине уникальным человеком

- глуховатый учитель физики и арифметики в провинциальной Калуге , всю жизнь ставивший какие то опыты , писавший статьи , делавший расчеты , сумевший подняться не

только над мелочами обывательской жизни , но

сумевший

превзойти по широте и “дальности прицела” мышления

даже величайших ученых своего времени

, попытавшийся охватить мыслью всю Вселенную , сделавший бескрайние просторы Космоса полем человеческой деятельности .

Циолковский родился

в год минус сотой годовщины полета первого спутника - 1857г. в семье лесничего . В 10 лет простудился , заболел скарлатиной

и с тех пор стал страдать глухотой . “Глухота делает в дальнейшем мою биографию малоинтересной

, так как лишает меня общения с людьми , наблюдения и заимствования. ..

Это биография калеки

”. Циолковский

начинает читать , делать , как он говорит ,

“игрушки” , ставить опыты . “Отец вообразил , что у меня технические способности , и меня отправили в Москву

”. Здесь за два года он самостоятельно изучил элементарную математику и физику и высшую математику

- “прочел курс высшей алгебры , дифференциального и интегрального исчисления

, аналитическую геометрию , сферическую тригонометрию и прочее ”.

Должного образования он к сожалению не получил , хотя , как мог , и далее восполнял этот пробел самостоятельно . В 1889 г. он сдал экзамены и был назначен учителем

арифметики и геометрии

Боровское

уездное училище . Там женился (женился удачно :“женился ... без любви , надеясь , что такая жена не будет мною вертеть , будет работать и не помешает мне делать то

же . Эта надежда

вполне оправдалась”) . Вскоре Циолковский переезжает в Калугу , где преподает физику и арифметику в женской гимназии . Почти все свое время он тратил на работу :

разрабатывал теорию дирижабля , ставил опыты по сопротивлению воздуха (он построил первую в России

аэродинамическую трубу !) , опыты с электричеством , разрабатывал теорию реактивного движения . Жил он довольно замкнуто , практически не выезжал

из Калуги

сказывался его физический недостаток и выработанные

в детстве комплексы , “мое уродство и происходящая от этого дикость” . “Работы мои печатались в журналах , но проходили незамеченными ” . Только в 1911-1912 гг. на

его работы о завоевании космоса обращают внимание , до этого издаются в основном его научно-фантастические произведения (это были одни из первых литературных произведений такого рода

в нашей стране).

Циолковский был ученый-естественник и материалист до мозга костей . Он пишет , что “всякой неопределенности и “философии” я избегал ” , хотя и очень уважал русскую

классическую литературу .

“Основанием моей естественной философии было полное

отвлечение от рутины в познание Вселенной , какое дает современная наука . Наука будущего , конечно , опередит науку настоящего , но пока и современная наука -

наиболее почтенный и даже единственный источник философии . Наука , наблюдение , опыт и математика были основой моей философии ”.

Центром своей “космической философии “ Циолковский делает этическую доктрину счастья . “Нет ничего важнее , как наше счастье и счастье всего живого в настоящем и

будущем ”. По его мнению , бесконечный и счастливый прогресс человечества возможен только при условии выхода в космическое пространство и дальнейшего расселения по просторам Вселенной

. “Когда человечество найдет возможность ... жить в среде без тяжести , в безграничном эфире , окружающем наше Солнце ... тогда можно будет ожидать беспредельного размножения ... и

высокого совершенствования человека ”.

Взгляд ученого на человечество таков - он рассматривает нашу цивилизацию как единый организм , как некое единое целостное образовани...