Время и пространство в философии
Дисциплина: ФилософияТип работы: Реферат
Тема: Время и пространство в философии
Министерство образования Российской Федерации
«МАТИ» – Российский Государственный Технологический Университет
им. К.Э. Циолковского
кафедра «Производственный Менеджмент»
Реферат
по дисциплине: Философия
на тему:
Время и пространство в философии.
Выполнил аспирант:
Петросян А.А.
г. Москва 2002 г.
Оглавление
TOC o \"1-3\" h z u
Введение
PAGEREF
536358837
Развитие представлений о пространстве – времени
до 20-го века.
PAGEREF _Toc536358838 h
Понятие пространства и времени в античной философии.
PAGEREF _Toc536358839 h
Развитие представлений о пространстве и времени в классической физике.
PAGEREF _Toc536358840 h
Современные представления о природе пространства и времени.
PAGEREF _Toc536358841 h
Специальная теория относительности.
PAGEREF _Toc536358842 h
Пространство и время в
общей теории относительности и в релятивистской космологии.
PAGEREF _Toc536358843 h
Пространство и время на уровне микромира.
PAGEREF _Toc536358844 h
Заключение.
PAGEREF _Toc536358845 h
ЛИТЕРАТУРА.
PAGEREF _Toc536358846 h
ВЕДЕНИЕ
Прошло более 2500 лет с той поры, как было положено начало осмыслению времени и пространства, тем не менее, и интерес к проблеме и споры философов, физиков и представителей
других наук вокруг определения природы пространства и времени нисколько не снижаются. Значительный интерес к проблеме пространства и времени естественен и закономерен, влияния данных
факторов на все аспекты деятельности человека нельзя переоценить. Понятие пространства - времени является важнейшим и самым загадочным свойством Природы или, по крайней мере,
человеческой природы. Представление о пространстве времени подавляет наше воображение. Недаром попытки философов античности, схоластов средневековья и современных ученых, владеющих
знанием наук и опытом их истории, понять сущность времени – пространства не дали однозначных ответов на поставленные вопросы.
Диалектический
материализм
исходит
из того, что \"в мире нет ничего, кроме движущейся материи, и движущаяся
материя
не может двигаться иначе, как в
пространстве
во
времени\". Пространство и время, здесь выступают в качестве фундаментальных форм существования материи. Классическая физика рассматривала
пространственно - временной континуум как универсальную
арену динамики физических объектов. В прошлом веке представители неклассической физики
(физики
элементарных
частиц, квантовой
физики
др.)
выдвинули
новые
представления о пространстве и времени, неразрывно связав эти категории между собой. Возникли самые разные концепции: согласно одним, в
мире
вообще
ничего
нет,
кроме
пустого
искривленного пространства, а физические объекты являются только проявлениями этого
пространства. Другие концепции утверждают, что
пространство
время присущи лишь макроскопическим объектам. Наряду с интерпретацией времени – пространства философией физики существуют многочисленные теории философов,
придерживающихся идеалистических взглядов, так Анри Бергсон утверждал, что время может быть познано только нерациональной интуицией, а научные концепции, представляющие время, как
имеющее какое-либо направление, неверно интерпретируют реальность.
Начинать
исследование
целесообразно
представлений
античной натурфилософии, анализируя затем весь процесс развития пространственно - временных представлений вплоть до наших дней.
РАЗВИТИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ПРОСТРАНСТВЕ – ВРЕМЕНИ
ДО НАЧАЛА 20-ГО ВЕКА.
Понятие пространства и времени в античной философии.
Понятие времени возникло на основе восприятия человеком смены событий, предоставленной смены состояний предметов и круговорота различных процессов. Естественнонаучные
представления о пространстве и времени прошли длинный путь становления и развития. Самые первые из них возникли из очевидного существования в природе и в первую очередь в макромире
твердых физических тел, занимающих определенный объем. Рациональные идеи, согласующиеся с сегодняшними представлениями о времени – пространстве можно найти в учениях почти всех
античных мыслителей. Так уже в учении Гераклита центральное место занимает идея всеобщего изменения – в ту же реку вступаем и не вступаем. В анализе античных доктрин о пространстве и
времени остановимся на двух наиболее полно исследовавших данный вопрос: атомизме Демокрита и
системе Аристотеля.
Атомистическая
доктрина
была развита материалистами Древней Греции Левкиппом и Демокритом и во многом предвосхитила фундаментальные открытия ученных прошлого века. Согласно, этой
доктрины, всё природное многообразие
состоит из мельчайших частичек материи (атомов), которые двигаются,
сталкиваются
и сочетаются в пустом пространстве. Атомы (бытие) и пустота (небытие) являются первоначалами мира. Атомы не возникают и
не уничтожаются,
их вечность проистекает из отсутствия начала у времени. Атомы двигаются
в пустоте
бесконечное время, которому соответствует бесконечное время. По Демокриту атомы
физически неделимы в силу плотности и отсутствия в них пустоты. Сама
же
концепция
была
основана
на атомах, которые
в сочетании с пустотой образуют всё содержание реального мира. В основе этих атомов лежат амеры (пространственный
минимум материи). Отсутствие у амеров частей служит критерием математической неделимости. Атомы не распадаются на амеры, а последние не существуют в свободном
состоянии. Это совпадает с представлениями современной физики о кварках. Характеризуя систему Демокрита как теорию структурных уровней материи
физического (атомы и пустота) и
математического (амеры),
мы сталкиваемся с
двумя
пространствами:
непрерывное физическое пространство как вместилище и математическое пространство, основанное на амерах как масштабных единицах протяжения материи. В соответствии с
атомистической концепцией пространства у Демокрита сложились представления о природе времени и движения. В дальнейшем
они были развиты Эпикуром в стройную систему. Эпикур рассматривал свойства
механического движения исходя из дискретного характера пространства и
времени.
Например, свойство изотахии заключается в том, что все атомы движутся с
одинаковой скоростью. На
математическом уровне
суть
изотахии состоит в том, что в процессе перемещения атомы проходят один атом пространства за один атом времени.
Аристотель начинает анализ с общего вопроса о существовании времени,
затем трансформирует его в вопрос о существовании делимого времени. Дальнейший
анализ
времени ведётся Аристотелем уже на физическом уровне, где основное
внимание он уделяет взаимосвязи времени и движения. Аристотель показывает, что время немыслимо, не существует без движения, но оно не есть и само движение. В
такой модели времени впервые реализована реляционная концепция. Измерить время
и выбрать единицы его измерения можно с помощью любого периодического
движения, но, для того чтобы полученная величина была универсальной, необходимо использовать движение с максимальной скоростью. В современной физике это
скорость света, в античной и средневековой философии - скорость движения небесной сферы.
Прос...