Ал-фараби
Дисциплина: ФилософияТип работы: Реферат
Тема: Ал-фараби
Министерство общего и профессионального образования РФ
Государственный Университет Управления
Кафедра: Философии
Реферат по философии на тему:
АЛ-ФАРАБИ
Преподаватель:Ермолаев
Студент:
Москва 1999
Содержание
Введение
Идейные истоки и предпосылки формирования мировоззрения
ал-Фараби
Основные исходные принципы
Вклад в науку
Теория Музыки
Заключение
Список литературы
Введение
Абу
Наср
Мухаммад
ибн
Мухаммад
ибн Тархан
ибн
Узлаг
ал-Фараби, известный на средневековом мусульманском Востоке как «Второй учитель» (т. е. второй после Аристотеля), родился в г.
Фарабе, расположенном на Сырдарье при впадении в нее р. Арысь, в 870 г. в тюркской семье. Бассейн Сырдарьи — колыбель древней цивилизации, сыгравшей в истории Казахстана
такую же роль, как Нил для Египта, Тигр и Евфрат для Месопотамии.
Фараб
, согласно автору Х в.
ал-Мукаддаси, был большим городом с населением около 70 тыс. душ мужского пола, с соборной мечетью, цитаделью и базаром. Город был расположен в
Отрарском оазисе, который вместе с прилегающими к нему районами был древнейшим центром оседлости, ирригационного земледелия и городской цивилизации Казахстана. Как
поселение городского типа
Отрар возник в последние века до нашей эры. О масштабах экономического и культурного развития оазиса говорят руины свыше 60 поселений, замков-крепостей и городов, следы
мощной и широко разветвленной оросительной системы, относящиеся к различным историческим периодам от раннего до позднего средневековья. А. Н.
Бернштам отмечал, что
Отрар привлекал к себе внимание средневековых
арабо- и
ираноязычных авторов как важнейший узловой пункт караванных дорог. Он находился на стыке различных географических ландшафтов, занимая выгодную позицию с точки зрения
орошения плодородных земель. А. Н.
Бернштам поэтому видел в
Отрарском оазисе ключ к развязке важнейших вопросов взаимоотношения кочевой степи и оседлого населения — далеких предков казахского народа . В результате переселения
согдийцев, имевших большой опыт в области земледельческого труда и древних традиций градостроительства, в Южном Казахстане сложилась своеобразная городская
цивилизация.
Такова была родина
ал-Фараби.
Руководимый жаждой знания,
ал-Фараби в молодые годы, когда еще острым и свежим бывает восприятие мира, отправляется в путешествие. Многие годы он проводит в Багдаде — политическом и культурном
центре Халифата. Здесь он основательно пополняет свои знания, входит в контакт с видными учеными и благодаря эрудиции, силе мысли и величию характера довольно быстро занимает среди
них первенствующее положение. Но у догматически настроенных богословов возникает личная неприязнь к нему, смешанная с завистью, а главное — оппозиция ко всему строю его мыслей,
ориентированному на познание реальных вещей и поиски достижения счастья в земной жизни. В конце концов
ал-Фараби был вынужден покинуть этот «город мира».
О Багдаде и его роли в духовном формировании
ал-Фараби следует сказать особо. Прежде всего это был центр интенсивной культурной жизни. Именно в нем пересечение различных культурных традиций и влияний сказалось с
наибольшей силой. Языческие верования, иудейство, христианство (в лице
несториан и
монофизитов), ислам, культуры разных народов создавали импульс для столкновения мыслей, их шлифовки, возвышения над локально-этнической узостью. Именно к Багдаду
относится то, что
ал-Фараби говорит о коллективном городе:
«этот город является самым восхитительным и счастливым из невежественных городов и своим внешним видом напоминает цветастое и красочное одеяние и в силу этого оказывается
любимым кровом каждого, ибо любой человек в этом городе может удовлетворить свои желания и устремления. Почему-то народ стекается [в этот город] и оседает там. Его размеры безмерно
увеличиваются. В нем рождаются люди разных родов, имеют место браки и половые связи разного вида, здесь рождаются дети самого разного рода, воспитания и происхождения. Этот город
состоит из многообразных, входящих в друг друга объединений с отличными друг от друга частями, в которых чужеземец не выделяется из местного населения и в которых объединяются все
желания и все действия. Поэтому очень возможно, что с течением времени в нем могут вырасти самые достойные [люди], там могут сосуществовать мудрецы, ораторы, поэты всех видов» . Но
соответственно в нем контрасты добра и зла проявляются сильнее, чем где бы то ни было. Багдад был Меккой для интеллектуалов того времени. В нем они «пробовали» свои силы, создавали
школы, вступали в соперничество, добивались успеха, изгнания, возвышения и унижения. Именно здесь работала знаменитая школа переводчиков, в которой значительную роль играли
несториане. Они переводили и комментировали произведения Платона, Аристотеля, Галена,
Эвклида. Шел параллельный процесс освоения культурных достижений Индии. Такая работа стимулировала и самостоятельную творческую активность. Наставниками
ал-Фараби в Багдаде . оказались
Юханна
ибн
Хайлан и знаменитый переводчик античных текстов на арабский язык Абу
Бишр
Матта. О
Юханне
ибн
Хайлане, по сообщению
Усейбиа,
ал-Фараби рассказывал как о человеке, который был приобщен к живой традиции передачи наследия Аристотеля от учителя к ученикам через целый ряд поколений. Абу
Бишр
Матта преподавал логику. Но, как говорят средневековые источники, ученик довольно быстро превзошел учителя. Следует отметить одно обстоятельство из годов учения
ал-Фараби в Багдаде: он получил возможность ознакомления со «Второй Аналитикой» Аристотеля, которую теологически настроенные
несториане пытались «прикрыть», поскольку там развивались теоретико-познавательные взгляды, не оставлявшие места для религиозного откровения.
Ал-Фараби
переезжает в
Харран, где жили
ученые-несториа-не, вытесненные в свое время из Александрии. Последние годы. своей жизни он проводит в
Халебе и Дамаске, пользуясь высоким уважением ведущей политической фигуры в Северной Сирии —
Хамданида
Сайф
ад-Дауля.
Скончался
ал-Фараби в декабре 950 г. в возрасте 80 лет.
Идейные истоки и предпосылки формирования мировоззрения
ал-Фараби
Если обрисовать линию культурной традиции, к которой оказался подключенным
ал-Фараби, то ее схематичные контуры будут приблизительно таковы. Египет, Вавилон, Индия создают предпосылки развития ремесел, науки, искусства. Древняя Греция
подхватывает эстафету и создает блестящую цивилизацию, синтезирующую и продолжающую культуру Востока. Позднее античная культура мигрирует, как бы возвращаясь к своей прародине,
это—эпоха раннего средневековья. Знание предельного счастья и совершенства, которого может достичь человек, «говорят, в древности было у халдеев, обитавших в Ираке, затем оно
появилось у египтян, затем оно перешло к грекам, от них перешло к сирийцам, а затем —к арабам» . Наследие античности, прокомментированное, усвоенное, преумноженное, обогатившееся
новыми потенциями в мире
арабо-му-сульманской культуры, развивается Возрождением в Европе. Такова магистраль прогресса мировой культуры.
В творчестве ...