Психофизиологические основы учебного труда и интеллектуальной деятельности. Средства физической культуры в регулировании работоспособности

    Дисциплина: Разное
    Тип работы: Реферат
    Тема: Психофизиологические основы учебного труда и интеллектуальной деятельности. Средства физической культуры в регулировании работоспособности

    Содержание

    1. Основные понятия

    PAGEREF _Toc36293545 h

    2. Объективные и субъективные факторы обучения и реакция

    на них организма студентов

    PAGEREF _Toc36293546 h

    3. Изменение состояния организма студента под влиянием различных режимов и условий обучения

    PAGEREF _Toc36293547 h

    4. Работоспособность в умственном труде

    и влияние на нее внешних и внутренних факторов

    PAGEREF _Toc36293548 h

    4.1. Влияние на работоспособность студентов периодичности ритмических процессов в организме

    PAGEREF _Toc36293549 h

    4.2. Общие закономерности изменения работоспособности студентов в процессе обучения

    PAGEREF _Toc36293550 h

    4.3. Работоспособность студентов в период экзаменационной сессии

    PAGEREF _Toc36293551 h

    5. Здоровье и работоспособность студентов

    PAGEREF _Toc36293552 h

    5.1. Заболеваемость в период учебы в вузе и ее профилактика

    PAGEREF _Toc36293553 h

    5.1.1. Кастно-суставная патология

    PAGEREF _Toc36293554 h

    5.1.2. Патология органов зрения

    PAGEREF _Toc36293555 h

    5.1.3. Умственно-эмоциональное перенапряжение

    PAGEREF _Toc36293556 h

    5.1.4. Сон и психическое здоровье

    PAGEREF _Toc36293557 h

    5.1.5. Гипокинезия и гиподинамия, особенности их проявления

    PAGEREF _Toc36293558 h

    6. Средства физической культуры в регулировании умственной работоспособности,

    сихоэмоционального

    и функционального состояния студентов

    PAGEREF _Toc36293559 h

    6.1. Использование физических упражнений как средства

    активного отдыха

    PAGEREF _Toc36293560 h

    6.1.1. \"Малые формы\" физической культуры в режиме

    учебного труда студентов

    PAGEREF _Toc36293561 h

    6.1.2. Учебные и самостоятельные занятия по физической культуре в режиме учебно-трудовой деятельности

    PAGEREF _Toc36293562 h

    7. Вывод

    PAGEREF _Toc36293563 h

    Список литературы

    PAGEREF _Toc36293564 h

    1. Основные понятия

    Психофизиологическая характеристика труда -

    сопряженная характеристика изменения состояния психофи­

    зических и физиологических систем и функций организма под влияни­

    ем определенной трудовой деятельности.

    Работоспособность -

    потенциальная возможность челове­

    ка выполнить целесообразную, мотивированную деятельность на заданном

    уровне эффективности в течение определенного времени. Зависит от

    внешних условий деятельности и психофизиологических резервов челове­ка. Различают максимальную, оптимальную и сниженную работоспособ­

    ность.

    Утомление -

    временное объективное снижение работоспо­собности под влиянием длительного воздействия нагрузки на организм

    человека. Сопровождается потерей интереса к работе, преобладанием мо­тивации на прекращение деятельности, негативными эмоциональными реакциями. Появление утомления зависит от вида

    нагрузки, локализации ее воздействия, времени, необходимого для восстановления. Выделяют физи­ческое и умственное, острое и хроническое, нервно-эмоциональное и дру­

    гие виды утомления.

    Переутомление -

    накопление утомления по причинам нера­

    ционального режима труда и отдыха при отсутствии своевременного вос­

    становления. Влечет за собой снижение работоспособности и продук­

    тивности труда, появление раздражительности, головной боли, расстрой­

    ство сна и т.п. Переутомление бывает начинающееся, легкое, выраженное,

    тяжелое.

    Усталость -

    комплекс субъективных ощущений, сопровож­

    дающих развитие состояния утомления. Характеризуется чувством сла­бости, вялости, физиологического дискомфорта, нарушением протекания психических процессов (памяти,

    внимания, восприятия, мышления и др.)

    Рекреация -

    отдых, необходимый для восстановления сил ор­

    ганизма после физической и умственной нагрузки при трудовой деятельно

    сти, при занятиях физическими упражнениями, спортом и в других случа­

    ях.

    Релаксация -

    состояние покоя и расслабленности, возникаю­

    щее вследствие снятия напряжения после больших физических нагрузок,

    сильных переживаний и т.п. Может быть непроизвольной, например, при отходе ко сну и произвольной, вызванной расслаблением мышц, до этого

    вовлеченных в различные виды активности, принятием спокойной позы, представлением состояния покоя (аутотренинг) и т.д.

    Самочувствие -

    субъективное ощущение внутреннего со­

    стояния физиологического и психологического комфорта или дискомфор­

    та.

    2. Объективные и субъективные факторы обучения и реакция

    на них организма студентов

    Важнейшим фактором обеспечения высокого качества профес­

    сиональной подготовки выпускников вузов является активная учебно-

    трудовая и познавательная деятельность студентов. Эта деятельность представляет собой сложный процесс в условиях объективно существую­щих противоречий, к которым

    относятся:

    противоречия

    между большим объемом учебной и научной ин­

    формации, и, дефицитом времени на ее освоение;

    между объективно текущим постепенным, многолетним процес

    сом становления социальной зрелости будущего специалиста и желанием

    как можно быстрее самоутвердиться и проявить себя;

    между стремлением к самостоятельности в отборе знаний с уче­

    том

    личных интересов и жесткими рамками учебного плана и учебных

    программ.

    Эти противоречия создают высокое нервно-эмоциональное на­

    пряжение, которое отрицательно отражается на здоровье и, особенно, на психофизическом состоянии студентов.

    Учет и понимание студентами такого рода противоречий необхо­

    димы для нормального протекания их учебной деятельности.

    Студенческий возраст характеризуется интенсивной работой над

    формированием своей личности, выработкой стиля поведения. Это время

    поисков молодыми людьми ответов на разнообразные нравственно-

    этические, эстетические, научные, общекультурные, политические и дру­

    гие вопросы.

    Студенческий возраст является также заключительным этапом по­

    ступательного возрастного развития психофизиологических и двигатель­ных возможностей организма. Молодые люди в этот период обладают

    большими возможностями для напряженного учебного труда, обществен­

    но-политической деятельности.

    Трудности обучения в вузе связаны не только с необходимостью

    творческого усвоения большого объема знаний, выработкой нужных для

    будущей профессии умений и навыков, их практическим применением.

    Эти трудности явные. Но существуют еще и скрытые трудности, которые сказываются порой весьма существенно на учебе и психоэмоциональном состоянии студентов.

    К ним относится целый ряд обстоятельств студенческой жизни, кажущихся малозначительными, когда они взяты в отдельности, но в со­

    вокупности дающие отрицательный эффект, который можно назвать не­приспособленностью студентов к обучению в вузе. В числе

    причин такого

    явления наиболее значительными становятся следующие:

    резко отличающиеся от школьных методы

    организация

    обу

    чения, требующие значительного повышения самостоятельности в овладе­

    нии учебным материалом;

    отсутствие хорошо налаженных межличностных отношений,

    стало быть, и группового контакта,

    что характерно для

    всякого

    ломка старого, сложившегося за годы учебы в школе или на производстве жизненного стереотипа и формирование нового, \"вузовского\";

    сопутствующие поступлению в вуз новые заботы,

    которые чаще

    возникают у студентов, проживающих в общежит...

    Забрать файл

    Похожие материалы:


ПИШЕМ УНИКАЛЬНЫЕ РАБОТЫ
Заказывайте напрямую у исполнителя!


© 2006-2016 Все права защищены