Методика подготовки экскурсии
Дисциплина: РазноеТип работы: Реферат
Тема: Методика подготовки экскурсии
Московский Экстерный Гуманитарный Университет
Академия Культуры и Искусств
Факультет Культуры и Искусств
Методика подготовки экскурсии
Авторизованный реферат по экскурсоведению
Студента 2 курса
Иванова Степана Игоревича
КС01- 13
Москва 2002
Оглавление
Введение
Методика подготовки экскурсии
Этапы подготовки экскурсии
Определение цели и задач экскурсии.
Выбор темы.
Отбор литературы и составление библиографии.
Определение
источников экскурсионного
материала.
Отбор и изучение экскурсионных объектов.
Составление маршрута экскурсии.
Объезд или обход маршрута.
Подготовка контрольного текста экскурсии.
Комплектование «портфеля экскурсовода».
Определение методических приемов проведения экскурсии.
Определение техники ведения экскурсии.
Составление методической разработки.
Составление индивидуальных текстов.
Прием экскурсии.
Утверждение экскурсии.
Заключение
Методическая разработка экскурсии Музей-заповедник Коломенское
Литература
Введение
Свое название методика получила от греческого слова «метод», что в буквальном переводе означает: «путь к чему-либо», а также путь исследования или познания; теория; учение. Методика
в широком смысле слова — совокупность способов целесообразного проведения той или иной работы, решения какой-либо задачи, достижения поставленной цели, а в более узком смысле
представляет собой совокупность конкретных методических приемов проведения лекций, бесед, экскурсий на определенную тему и для определенной группы.
Методику разделяют на общую и частную. Общая методика охватывает способы обучения и требования, которые служат основой при изучении многих наук (последовательность и четкость
изложения учебного материала, его доступность для аудитории). Частная методика, исходя из установок общей методики, определяет способы и приемы обучения и воспитания детей и
взрослых, приемы наблюдения, изучения и исследования тех или иных объектов. Таким образом, каждая частная методика связана с конкретной наукой и вытекает из самой сущности предмета,
служит основой определенного вида деятельности.
Экскурсионная методика является частной методикой, так как она связана с процессом распространения знаний на основе одной формы работы. Экскурсионная методика представляет собой
совокупность требований и правил, предъявляемых к экскурсии, а также сумму методических приемов подготовки и проведения экскурсий разных видов, на различные темы и для различных групп
людей.
Экскурсионная методика рассматривается в нескольких аспектах: как основа профессионального мастерства экскурсоводов; как механизм, совершенствующий «подачу» материала; как процесс
упорядочения деятельности экскурсовода. Экскурсионная методика выполняет роль рычага, который помогает экскурсоводу в короткое время переместить в сознание экскурсантов большой объем
знаний. Методика помогает экскурсантам увидеть, запомнить и понять значительно больше, чем на лекции, раскрывающей ту же тему. Методика экскурсии построена на общении экскурсантов с
объектами, различных видах анализа, зрительных сравнениях, с учетом возможности использования всех органов чувств экскурсантов.
Любая методика — это умение производить определенную работу в четком соответствии с наиболее оптимальными правилами, рекомендациями и обеспечивать ее высокую действенность. На
практике — это сумма определенных умений и навыков проводить работу: разрабатывать новую экскурсию, готовить проведение очередной экскурсии, проводить экскурсию по рекомендованной
технологии, закреплять полученные экскурсантами знания, совершенствовать свои знания.
Методика экскурсионной работы отвечает на следующие вопросы:
1. Для чего подготовлена и проводится экскурсия (цель, задачи)?
Какие вопросы освещаются на экскурсии (чему посвящено ее содержание)?
Как проводить экскурсию (методические приемы)?
Как возбудить и сохранить внимание экскурсантов? Экскурсионная
методика
состоит
из
нескольких
самостоятельных, связанных друг с другом частей:
методики
разработки
экскурсоводом
новой
для
— методики подготовки экскурсовода к проведению очередной экскурсии;
- методики проведения экскурсии;
— методики после экскурсионной работы.
Методика подготовки экскурсии
Создание новой экскурсии по любой теме — сложный процесс, требующий активного участия целого коллектива работников. Содержание будущей экскурсии, ее познавательная ценность
находятся в прямой зависимости от знаний методистов и экскурсоводов, их компетентности, степени практического усвоения ими основ педагогики и психологии, умения выбрать наиболее
эффективные способы и приемы влияния на аудиторию.
Экскурсия — это результат двух важнейших процессов: ее подготовки и проведения. Они связаны между собой, взаимообусловлены. Невозможно обеспечить высокое качество проведения
экскурсии при непродуманной подготовке.
В работе по подготовке новой экскурсии можно выделить два основных направления:
подготовка начинающего или уже работающего экскурсовода к проведению новой для него, но уже ранее разработанной и проводимой в данном учреждении
экскурсии.
Первое направление — процесс создания новой для экскурсионного учреждения экскурсии.
Подготовка новой экскурсии поручается творческой группе. В ее состав включается от 3 до 7 человек, а в отдельных случаях и больше, в зависимости от сложности темы. Обычно каждому из
участников творческой группы поручается разработка одного из разделов, одной из подтем экскурсии или одного или нескольких вопросов подтемы. В целях контроля за работой выбирается
руководитель творческой группы.
Подготовка новой экскурсии проходит три основных ступени:
Предварительная работа — подбор материалов для будущей экскурсии, их изучение (т. е. процесс накопления знаний по данной теме, определение цели и задач
экскурсии). Одновременно с этим происходит отбор объектов, на которых будет построена экскурсия.
Непосредственная разработка самой экскурсии включает в
себя:
составление экскурсионного
работу над методикой проведения экскурсии; выбор наиболее эффективных методических приемов показа и рассказа во время проведения экскурсии; подготовку методической разработки новой
экскурсии; написание экскурсоводами индивидуальных текстов.
Заключительная ступень — прием (защита) экскурсии на маршруте. Утверждение новой экскурсии руководителем экскурсионного учреждения, допуск экскурсоводов,
защитивших свою тему, до работы на маршруте.
В простейшем виде схема всех экскурсий, независимо от темы, вида и формы проведения, одинакова: вступление, основная часть, заключение.
Вступление, как правило, состоит из двух частей:
информационной (краткое сообщение о теме, протяженности и продолжительности маршрута, времени отправления и прибытия назад, санитарных остановках и
месте окончания экскурсии).
Основная часть строится на конкретных экскурсионных объектах, сочетании показа и рассказа. Ее содержание состоит из нескольких подтем, которые должны быть раскрыты на объектах и
объединены темой. Количество подтем экскурси...