Колеса и шины

    Дисциплина: Технические
    Тип работы: Реферат
    Тема: Колеса и шины

    ОСНОВНЫЕ ТЕРМИНЫ

    В обиходе под словом «колесо» многие подразумевают автомобиль­ное колесо в сборе, состоящее из собственно колеса и шины. Между тем в автомобильной промышленности колесом считают

    только проме­жуточный (между ступицей автомобиля и шиной) элемент конструкции автомобиля.

    Обычное (серийное для всех российских легковых автомобилей) дис­ковое колесо состоит из двух элементов — обода и диска, соединенных между собой точечной контактной сваркой.

    Обод — это кольцеообразная (определенного профиля) часть колеса, на которую монтируется и опирается шина.

    Диск — центральная часть колеса, несущая обод и имеющая поса­дочные отверстия для крепления к ступице. Часто дисковое колесо называют просто диском (очевидно, во избежание путаницы

    между колесом в сборе и колесом как элементом конструкции автомобиля), что конечно, неверно. Ибо, на самом деле бывают разборные колеса, где обод и диск скреплены резьбовыми

    соединениями, а так же бездис­ковые колеса (например, на грузовиках «КамАЗ») или колеса с диска­ми в виде кольцевых фланцев (автомобили ЗАЗ).

    КОЛЕСА

    Автомобильные колеса различают по их принадлежности к тому или иному автомобилю, по типу применяемых шин, по конструкции и техно­логии изготовления.

    Здесь пойдет речь только о колесах неразборной конструкции для камерных и бескамерных шин.

    По технологии изготовления такие колеса могут быть стальными сварными (из прокатанного обода и штампованного диска), литыми и коваными.

    Технология изготовления литых колес включает заливку расплавлен­ного металла (обычно это алюминиевый или магниевый сплав) в форму, его остывание, последующее обтачивание посадочных

    поверхностей и сверление отверстий в полученной отливке. К числу недостатков литых колес относятся чрезмерно толстые стенки, возможность наличия скры­тых пор и раковин, недостаточную

    прочность (при ударе они деформи­руются и даже раскалываются) и сложность (часто невозможность) восстановления.

    При ковке (или объемной штамповке) из заготовки выковывают так называемую поковку, которая затем обрабатывается на токарном стан­ке. Такая технология сложна и дорога, однако кованые

    диски прочнее и легче. Например, 13-дюймовое кованое колесо весит 4,9 кг против 6,0 кг у литого, а толщина стенок составляет только 3,0 мм против 5,5 мм у литого. При этом кованый диск

    лучше «переносит» удары. Поэто­му для российских дорог кованые диски , предпочтительнее несмотря на их дороговизну.

    Рис.1. Основные элементы и размеры колеса легкового автомобиля:

    А — закраина обода; Б — полка; В — кольце­вой выступ («хамп») для дополнительной фикса­ции бортов бескамерной шины; Г — плоскость крепления; а — монтажный диаметр; б —

    шири­на обода; в — выпет (расстояние между плоско­стью симметрии обода и крепежной плоскостью колеса); г — диаметр центрального отверстия под ступицу; д — диаметр окружности

    располо­жения крепежных болтов (шпилек)

    Главное преимущество легкое-плавных колес перед обычными стальными — в меньшей массе. Снижение массы колеса в сборе с шиной ведет к уменьшению неподрессоренных инерционных масс и

    улучшению условий рабо­ты подвески, так как колесо быс­трее «повинуется» возвращенно­му действию пружины, амортиза­тора и быстрее восстанавливает потерянный контакт с дорогой. Это

    улучшает комфортабельность езды и делает более безопасным дви­жение на большой скорости.

    Основные элементы и разме­ры колеса легкового автомобиля показаны на рис. 1.

    Для зарубежных колес размер «в» обозначается «ЕТ», «г» — «DIА» и «д» — «РСD».

    Колесо обозначается основны­ми размерами обода — монтаж­ным (посадочным) диаметром (а) и шириной (б). Например, обычное дисковое колесо для автомобилей ВАЗ-2108, —2109 обозначается

    как 114J-330 (в миллиметрах) или 4 1/2 J-13 (в дюймах). Первые цифры означают ширину обода, буква J — форму профиля обода, а последние цифры — монтажный диаметр колеса.

    Для легковых автомобилей российского производства рекомендова­ны следующие размеры колес:

    114J-330 (4 1/2 J-13), 127J-330 (5J-13) — автомобили ВАЗ (кроме 1111);

    127J-355 (5J-14) — Москвич-2141;

    140J-355 (5 1/2

    152L-380 (6L-15 ) — автомобили типа УАЗ-31512.

    135/80R12 (4J) — ВАЗ-1111, 11113.

    Легкосплавные литые или кованые колеса обычно имеют дюймовое обозначение. Например, «вазовское» бескамерное колесо имеет обо­значение 4 1/2 J -13Н2 или 5J-13Н2, где дополнительная

    маркировка Н2 означает наличие на ободе «хампов» определенного профиля.

    Колеса российского производства должны иметь следующую маркировку (рис. 2).

    Основные параметры колес некоторых автомобилей отечественного производства приведены в табл. 1.

    Рис.2. Маркировка колеса (по часовой стрелке):

    клеймо Госстандарта РФ;

    товарный знак завода-изготовителя; вылет в миллиметрах; месяц и год изготовления (например, 6/99 — июнь 1999 г.)

    Таблица (Основные параметры колес некоторых отечественных легковых автомобилей)

    Модель автомобиля

    Москвич –2140

    Москвич -2141

    ВАЗ «Жигули»

    ВАЗ «Самара»

    ВАЗ «Нива»

    ГАЗ-31029

    Размер колеса

    5J13

    5J-14

    4 1/2 J –13

    5J-13

    6J-16

    6J-14

    Вылет (в), мм

    Диаметр расположения крепежных болтов (д), мм

    139,7

    139,7

    Диаметр отверстия под ступицу (г), мм

    58,1

    58,1

    ШИНЫ

    Пневматические шины легковых автомобилей различаются по спосо­бу герметизации внутреннего объема, расположению нитей корда в каркасе, отношению высоты к ширине профиля, типу

    протектора и по ряду некоторых других специфических особенностей, вызванных назна­чением и условиями эксплуатации шин.

    По способу герметизации внутреннего объема, шины бывают камерными и бескамерными.

    Камерные шины (рис. 3) состоят из покрышки и камеры с вентилем. Размер камеры всегда несколько меньше внутренней полости покрышки во избежание образования складок в накачанном

    состоянии. Вентиль представляет собой обратный клапан, позволяющий нагнетать воздух в шину и препятствующий его выходу наружу.

    Бескамерные шины (рис. 4) отличаются наличием воздухонепро­ницаемого резинового слоя, наложенного на внутренний слой каркаса покрышки (вместо камеры) и имеют следующие

    особенности:

    Рис. 4. Бескамерная шина:

    1 — протектор; 2 — герметизирующий воздухо­непроницаемый резиновый слой; 3 — каркас;

    4 — вентиль колеса; 5 — обод

    Рис. 3. Камерная шина в сборе с колесом:

    1 — обод колеса; 2 — покрышка; 3 — камера; 4 — вентиль

    меньшая масса;

    повышенная безопасность при езде, так как в случае прокопа воздух выхо­дит только в месте прокопа (при мел­ких прокопах достаточно медленно);

    простота ремонта в случае проко­ла (нет необходимости в демонтаже);

    усложненный и более квалифи­цированный монтаж-демонтаж, часто только на специальном шиномонтажном станке, при наличии компрессора требуют колеса с ободами спе­циального профиля и

    повышенной точности изготовления.

    Колеса для бескамерных шин, кроме этого, должны обладать вы­сокой герметичностью сварного шва (колеса с диском), а также иметь на посадочных полках обода спе­циальные кольцевые

    выступы тороидальной формы («хампы»), предотв­ращающие самопроизвольное соскальзывание бортов шины (разбортигровку) в случае критических ситуаци...

    Забрать файл

    Похожие материалы:


ПИШЕМ УНИКАЛЬНЫЕ РАБОТЫ
Заказывайте напрямую у исполнителя!


© 2006-2016 Все права защищены