Шпоры по демографии
Дисциплина: СоциологияТип работы: Реферат
Тема: Шпоры по демографии
Предмет и объект демографии как науки.
В самом общем виде демографию можно определить как науку о народонаселении.
Демография – наука, которая изучает социально-экономические закономерности воспроизводства народонаселения в его социокультурном контексте. Объект - население. Предмет -
Считается, что 1855 г – появление слова «демография». Ввел в научный оборот французский ученый Гийяр, книга Сравнительная демография. В России появление демографии связывают с
Ломоносовым. Демография изучает на макроуровне – демографические процессы (рождаемость). На микроуровне – демогр события (рождение ребенка).
На древнегреческом языке (демо - народ; графо - пишу, т.е. буквально: народоописание, описание народа).
Как самостоятельная наука демография изучает закономерности и социальную обусловленность рождаемости, смертности, брачности и прекращения брака, воспроизводства супружеских пар
и семей,воспроизводства населения в целом как единства этих процессов. Она исследует изменения возрастно-половой, брачной и семейной структур населения, взаимосвязь демографических
процессов и структур, а также закономерности изменения общей численности населения и семей как результата взаимодействия этих явлений. ...Демография... имеет своим объектом процессы
взаимодействия рождаемости, смертности, а также брачности, прекращения брака и воспроизводства населения в целом.
Предметом демографии является воспроизводство населения как процесс непрерывного возобновления его численности и структуры в ходе смены одного поколения другим и законы, им
управляющие.
Основные методы демографической науки.
Как и любая наука, вышедшая на достаточно высокий уровень развития,
демография широко использует различные научные методы исследования,
включая:
базовые общенаучные методы (анализ и синтез, индукция и дедукция,
методы историзма, метод гипотез и др.);
методы отдельных научных направлений, среди которых выделим сле-
дующие:
1). статистические методы
, с которых собственно и зародилась
«чистая демография». Они используются для анализа закономерностей
массовых демографических явлений, которые проявляются, прежде всего,
в большом числе случаев.
С помощью статистических методов определяется численность насе-
ления и его разные категории (постоянное, наличное население). Статисти-
ческие методы дают возможность установить распределение населения
по полу, возрасту, брачному и семейному составу, определить миграцион-
ные потоки и их интенсивность, для чего, в частности, используется систе-
ма коэффициентов и др.;
2). Математические методы
, которые тесно связаны
со статистическими методами (не случайно в последнее время эти две
группы методов часто объединяют в одну
Особенно бурное развитие получает
математическое моделирова-
ние
, что обусловлено появлением современных ЭВМ.
4). Социологические методы.
Именно на этих методах базируются
многие демографические обследования, в первую очередь, в отношении
рождаемости, брачности, мотивационных установок мигрантов и др. Осо-
бенно важна роль этих методов при изучении зависимости демографиче-
ских процессов от тех или иных социальных явлений.
5). Графоаналитические методы.
построение графиков и диаграмм - позволяет наглядно представить в виде
графических изображений закономерности и тенденции многих демогра-
фических процессов.
6). Картографические методы.
Аналогично графическим методам
с помощью различных карт также наглядно позволяют отображать различные
демографические процессы, их сравнительную характеристику и движение.
Наконец выделим
собственно демографические методы, разрабо-
танные самой демографией (методы продольного и поперечного анализа,
метод демографических таблиц, демографическая сетка Лексиса, различ-
ные демографические модели, биографический метод и другие).
История формирования и развития демографической науки
Термин «демография» появился в 1855 г. в названии книги французского ученого А. Гийяра «Элементы статистики человека, или Сравнительная демография». Он рассматривал демографию в
широком смысле как «естественную и социальную историю человеческого рода» или более узко как «математическое познание населений, их общего движения, физического, гражданского,
интеллектуального и морального состояния».
Официальное признание понятие «демография» получило в наименовании Международного конгресса гигиены и демографии, проходившего в Женеве в 1882 г.
Этапы развития
Корни демографической науки уходят вглубь тысячелетий. Еще древние испытывали необходимость регистрировать население (табу, детоучет). В Античном мире, Древнем Китае и во
времена Средневековья знания и представления о народонаселении формировались бессистемно в общей массе недифференцированных научных знаний: кое-где проводились отдельные попытки
регулировать семейное поведение, рождаемость. В тот же период мыслители обратили внимание на взаимосвязь численности населения и ее общего развития (Конфуций, Платон,
Аристотель).
Родоначальник демографической статистики (политической арифметики) — Дж. Граунт — обратил внимание на многие законы, сделал анализ бюллетеней смертности, построил первую
простейшую модель таблицы смертности. В 1693 году Галлей построил полную таблицу смертности для населения города, включил в нее младенческую и детскую смертность.
Первая попытка обозначить изучение народонаселения специальным
термином была предпринята в 1841 г. швейцарским статистиком
К. Бернулли, который ввел новое понятие — популяционистика. В 20-30-ые годы были сделаны шаги к международному сотрудничеству. Предпринимаются первые попытки вести
демографические исследования во взаимосвязи с другими общественными явлениями. Демография утверждается в роли общественной науки.
В конце XVIII — начале XIX века в США были заложены основы современной переписи населения (1790), был налажен текущий учет населения. В России в середине XVIII века М. В.
Ломоносов первый обратил внимание на проблемы «сохранения и умножения российского народа».
Система знаний о народонаселении, ее составляющие элементы.
Сегодня уже можно говорить о целой системе демографических наук,
которая постоянно уточняется и пополняется и которую условно можно
представить в виде четырех блоков:
Научные направления (науки):
– теоретическая демография;
– история демографии;
– описательная демография;
– историческая демография;
– экономическая демография;
– региональная демография;
– этническая демография;
– демографикс;
– политическая демография;
– военная демография;
– генетическая демография;
– медицинская демография;
– социальная демография и т.д.
Источники данных о населении,
методы, используемые демографией;
III.
Демографическое прогнозирование;
Демографическая политика.
Но наиболее полно эта идея нашла отражение в разработках Центра
по изучению проблем народонаселения экономического факультета МГУ
под руководством профессора Д.И. Валентея, который собственно и пред-
ложил комплексный подход к изучению народонаселения, предполагаю-
щий активное привлечение к э...