Ценностные ориентации и предпочтения современной городской молодежи
Дисциплина: СоциологияТип работы: Реферат
Тема: Ценностные ориентации и предпочтения современной городской молодежи
Министерство образования Российской Федерации
Новосибирский государственный университет экономики и управления
Кафедра СКиСУ
Реферат по дисциплине “Социология”
на тему “Ценностные ориентации и предпочтения современной городской молодежи”
Выполнила
студентка группы БС-30
Чагина В.В.
Проверила:
Бойнова
Е.П.
Новосибирск 2005
Содержание
Введение
Глава 1. Причины и предпосылки формирования ценностей
современной молодежи
с.4
Глава 2. Система ценностей молодого поколения
с.8
Глава 3. Исследование предпочтений и ценностных ориентаций городской молодежи
с.17
Заключение
с.21
Список литературы
с.23
Приложение
с.24
Введение
Данная работа посвящена анализу предпочтений и ценностных ориентаций современной городской молодежи. Тема показалась мне интересной, потому что от того, каким будет уровень
образования и профессиональной подготовки нынешнего молодого поколения, от его мировоззренческих позиций, желания и умения активно участвовать в возрождении России во многом зависит
завтрашний день нашей страны.
Исследование ценностных ориентаций, жизненных приоритетов, профессиональных предпочтений современной молодежи весьма актуально: растет первое поколение нового времени, от
которого зависит будущее нашей страны. Кроме того, интересными показались следующие вопросы: религиозные предпочтения, отношение к общественной жизни, моральные принципы и
приемлемость их нарушения, представления о счастье и др.
Молодежь – важный субъект социальных перемен, огромная инновационная сила. И необходимо разумно использовать эту силу. Но не следует забывать, что представители различных
социальных групп и регионов имеют неодинаковую направленность на образование и воспитание, отличаются разным уровнем образовательной и культурной подготовки. А требования к ним чаще
всего предъявляются одинаковые. И не все выдерживают
Нынешнему молодому поколению предстоит решить немало важнейших задач в самых различных областях и сферах жизни. И от этих решений зависит то, как будет развиваться страна, что
мы сможем оставить после себя своим потомкам.
В практической части работы представлены результаты исследования сверстников на предмет их жизненных предпочтений и ценностей. Я попыталась проанализировать ответы, полученные с
помощью анкетирования, и составить социальный портрет современной молодежи от 17 до 21 года.
Глава 1. Причины и предпосылки формирования ценностей
современной молодежи
Современная молодежь проходит свое становление в очень сложных условиях ломки многих старых ценностей и формирования новых социальных отношений. Отсюда растерянность
пессимизм
неверие в настоящее и будущее
Одни живут в прошлом, слушая рассказы старших о прекрасном времени, когда якобы успешно решались все проблемы.
Другие, наоборот, агрессивно ведут себя по отношению ко всем нововведениям, критикуют все и вся.
Третьи, отчаявшись, уходят в никуда, пьянствуют, употребляют наркотики, превращаются в бомжей, становятся на преступный путь.
Четвертые начинают искать “путь к Богу”, вступают в различного рода околорелигиозные секты, увлекаются мистикой и колдовством.
Пятые, понимая, что только с помощью собственной активности можно добиться успеха в жизни, ищут пути решения возникающих проблем.
Молодой человек формируется как личность по мере того, как развиваются его социальные качества, определяющие его как члена конкретно – исторического общества.
Социализация подрастающего поколения должна быть опережающей, учитывающей возможные в будущем изменения.
В любую историческую эпоху молодежи приходится нелегко в силу маргинальности ее социального положения. Сегодняшние молодые россияне поставлены во вдвойне экстремальные условия:
переворот в социально – экономическом укладе сопровождается обвальным кризисом ценностного сознания. В отличие от старшего поколения молодым терять нечего, но и приобретать нечего, т.
к. старшие, не жившие в капитализирующемся обществе, ничем не могут им помочь. Молодым приходится самим решать, что ценнее – быстрое обогащение любыми средствами или приобретение
высокой квалификации, обеспечивающей способность адаптироваться к новым условиям, отрицание прежних морально – нравственных норм или гибкость, приспособляемость к новой
действительности, безграничная свобода межличностных взаимоотношений или семья как оплот успешного существования.
Разрушительное влияние на процессы образования и воспитания оказал развал СССР. Тем самым было уничтожено единое экономическое, культурное и образовательное пространство.
Социально – политический кризис в стране влияет не только на образование, но и на гражданское воспитание молодежи. Низкий авторитет власти, особенно исполнительной,
межнациональные конфликты, криминальная обстановка в стране, неопределенность перспектив развития, тяготы экономики – все это не способствует воспитанию патриота своей страны,
человека достойного, ориентированного на честный труд, терпимо и дружелюбно настроенного к другим людям.
Образование должно быть более глубоким, разносторонним. Вступающее в жизнь поколение понимает, что без хорошего, высококлассного образования в 21 веке делать нечего.
Развитие правосознания идет с серьезным отставанием от происходящих в стране политических процессов. Молодежь быстро убеждается, что живет в неправовом государстве, где законы
нарушать очень и очень легко, где многие жулики и воры, создатели разного рода “пирамид”, взяточники остаются безнаказанными.
Средствами массовой информации постоянно называются стремление к успеху любой ценой, принцип “деньги не пахнут”, модель так называемой “жизнеспособной личности”, расталкивающей
крепкими локтями окружающих и исповедующей социальный расизм. Прагматики предлагают пожертвовать “слабыми и неприспособленными к жизни людьми, чтобы смогли выжить наиболее сильные и
продвинутые”.
В то же время часто можно услышать, что нынешней молодежи жить непросто: надо учиться, добиваться новых ступеней развития в условиях “новой” России.
За последние годы было создано немало мифов о молодежи. Но для прогнозирования настоящих и будущих процессов необходимо знание реальной картины, глубокое изучение интересов и
жизненных планов, ценностных ориентаций и реального поведения молодежи с учетом всех конкретных исторических и социальных условий, в которых она воспитывается.
Интересы молодежи определяются ее экономической, социальной и политической ролью в обществе, однако необходимо учитывать следующее.
Молодежь – одна из самых незащищенных в экономическом отношении часть населения. В обществе крайне низок престиж профессионализма. Талант и знания оказываются невостребованными,
что формирует растерянность, неуверенность в настоящем и будущем, приводит к “утечке мозгов”.
У значительной части молодежи укоренились представления об ошибочности исторического выбора, о том, что прошлое нашей страны – это лишь цепь трагических преступлений и
обмана.
Ценностные установки и духовный мир молодого человека формируются в семье и в обществе в процессе образования и воспитания.
Разумеется, це...