Социологические взгляды К.Сен-Симона
Дисциплина: СоциологияТип работы: Реферат
Тема: Социологические взгляды К.Сен-Симона
Содержание
TOC \\o \"1-3\" \\h \\z \\u
1 Биография К. Сен-Симона
PAGEREF _Toc180656437 \\h
2 Основа мировоззрений
PAGEREF _Toc180656438 \\h
3 Философско-исторические идеи
PAGEREF _Toc180656439 \\h
4 Эволюционный закон
PAGEREF _Toc180656440 \\h
Сен-Симонизм
PAGEREF _Toc180656441 \\h
Заключение
PAGEREF _Toc180656442 \\h
Список использованных источников
PAGEREF _Toc180656443 \\h
1 Биография К. Сен-Симона
Сен-Симон (Saint-Simon) Клод Анри де Рувруа (17.10.1760, Париж-19.05.1825, там же) - французский мыслитель, социолог, социалист-утопист. Ученик Д`Аламбера.
Это французский
социальный
СОЦИАЛЬНЫЙ
(social) — 1. (Некоторые виды насекомых и животных, включая человеческий род) живущий вместе в о...
теоретик
эволюционизма
ЭВОЛЮЦИОНИЗМ
- исторически первое теоретическое направление в развитии антропологии. Э. стал антропологическо...
позитивизма
ПОЗИТИВИЗМ
(лат. positivus - положительный) - (1) парадигмальная гносео-методологическая установка, согласн...
, оказавший первостепенное
влияние
ВЛИЯНИЕ
- способность воздействовать на решение и действия других помимо авторитета, на основании прести...
на
развитие
РАЗВИТИЕ
- характеристика качественных изменений объектов, появления новых форм бытия, инноваций и нововв...
социологии как дисциплины.
Что касается карьеры
КАРЬЕРА
(career) — 1. Результат(ы) профессионального или должностного положения в жизни индивидуума. 2. ... Сен-Симона, то она
была такой же иконоборческой, как и его
социология
СОЦИОЛОГИЯ
- совокупность познавательных практик, складывающихся в европейской интеллектуальной традиции с ...
. Так как Сен-Симон родился
аристократом безупречного происхождения, он участвовал в Американской революции и был заключен в тюрьму в период Французской революции.
Впоследствии он сделал
огромное состояние на земельных спекуляциях, учредил знаменитый на весь мир \"салон\", привлекавший интеллектуальную элиту Франции, «сливки общества»,в итоге потратил
все сои деньги и сбережения свои
деньги
ДЕНЬГИ
(money) — любой товар или символ, принимаемый всеми в качестве средства обмена и служащий для оц...
и с 1804 г. до конца жизни жил в бедности.
Именно этот период стал для него наиболее продуктивным в интеллектуальном смысле и даже мог быть отмечен в конце сотрудничеством с величайшим философом и ученым
того времени Огюстом Контом.
2 Основа мировоззрений
Опираясь на идеи физики
Ньютона и Декарта, на идеи механистического
материализма, Сен-Симон стремился
систематизировать принципы
естественных наук, отыскать универсальные законы, управляющие всеми явлениями природы и общества, перенести приемы естественно-научного метода на область
обществоведения и создать
философскую систему, призванную служить орудием
построения рационального общества.
Отходя от атеизма французских
материалистов, Сен-Симон
склонялся к деизму. В мировоззрении Сен-Симона
имелись проблески диалектики.
В основе философских воззрений
Сен-Симона лежит признание объективной закономерности явлений природы и общества, которые подчинены действию
единого универсального закона – закона всеобщего тяготения.
Сен-Симон приравнивал
органический мир к явлениям
текучей материи и представлял человека как
организованное жидкостное тело.
Всеобщий процесс развития природы и общества Сен-Симон
истолковывал как постоянную борьбу
между твердой и текучей материей, высказывая в рамках своей материалистической
натурфилософии глубокую догадку о единстве противоположных начал в природе и обществе – покоя и изменчивости, устойчивости и подвижности.
В рассуждениях о научном методе
познания Сен-Симон также подчеркивал
всеобщую связь всех явлений, многообразную связь частного с целым,
ввиду чего настаивал на необходимости выработать единую «общую операцию» познания, в которой эмпирически-апостериорный
метод, провозглашенный естествознанием 17-18 веков, единственно-научным, должен будет сочетаться с методом априорного познания, методом постижения общих
закономерностей и синтеза.
Наибольшим достижением творческой мысли Сен-Симону явилось применение этих общих положений к познанию общества. Здесь мысль Сен-Симона более всего вырывалась вперед под
непосредственным влиянием классовой борьбы
капиталистического общества и обнажения его социальных противоречий.
Будучи неудовлетворенным буржуазной революцией, Сен-Симон замыслил \"исправить\" ее результаты при помощи научной социологической системы, которая призвана
служить
в качестве орудия создания рационального общества.
Взяв начало
с идей \"социального физицизма\", построенного на механистическом распространении ньютоновского закона тяготения на общественные явления, Сен-Симон разрабатывал потом
концепцию социальной физиологии,
в которой рационалистические воззрения 18 в. Сошлись воедино
с историзмом в истолковании общественных явлений.
Объясняя развитие общества сменой господствующих в нем философских, религиозных и научных идей, Сен-Симон полагал, что основополагающее значение в истории имеют \"индустрия\" (под
которой он подразумевал все виды экономической деятельности людей) и соответствующие формы собственности и классы. Каждая общественная
система, как рассуждал Сен-Симон, развивает постепенно и до конца свои идеи и господствующие формы собственности, после чего эпоха созидательная, \"органическая\",
сменяется \"критической\", разрушительной эпохой, ведущей к построению более высокого общественного строя. Следуя из этого,
Сен-Симон сделал первый шаг по пути рассмотрения общественных явлений как различных сторон закономерно развивающегося целостного организма.
Понимание всемирной истории у Сен-Симона связано с
мыслью о прогрессе как поступательном движении человечества от низших общественных форм к высшим по стадиям
религиозного,
метафизического,
позитивного,
научного мышления.
В качестве основных ступеней прогресса Сен-Симон рассматривал переход от первобытного идолопоклонства к политеизму и рабству, а затем смену политеизма монотеизмом
христианской религии, что привело к утверждению феодально-сословного строя
По рассуждениям ученого, с 15 века наступила новая критическая эпоха: феодально-богословско-сословная система пришла к своему глубокому кризису, появилось
научное мировоззрение с его носителями - светскими учеными и \"индустриалами\".
Французская революция также
была закономерным этапом утверждения этой прогрессивной исторической смены, однако она уклонилась от правильного курса
построения научной общественной системы. Сен-Симон создает утопический план построения рационального общественного уклада как \"промышленной системы\".
3 Философско-исторические идеи
Философско-исторические идеи Сен-Симона отразили все эти противоречия, обнаруживающийся
технико-экономический прогресс капитализма, растущее разочарование
молодого еще тогда пролетариата и новой трудовой интеллигенции в реальной действительности
капиталистической «победы разума», оказавшегося «…злой, вызывающей горькое разочарование карикатурой на блестящие
обещания
просветителей».
От первоначального «физицизм...