Роль языка в становлении личности человека
Дисциплина: СоциологияТип работы: Реферат
Тема: Роль языка в становлении личности человека
Горят, как жар, слова
Иль стынут, словно камни,-
Зависит от того,
Чем наделил их ты,
Какими к ним в
свой час
Прнитронулся руками
И сколько отдал им
Душевной теплоты.
Н. Рыленков
Сегодня
чрезвычайно
актуально
все, что
связано
понятием
\"культура\" - понятием очень многозначным и емким.
Культура - это совокупность материальных и
духовных
ценностей,
созданных
человеческим
обществом и характеризующих
определенный
уровень развития общества.
Сегодня гуманизация и демократизация заявлены как основные прин-
ципы системы
образования. Само
образование
рассматривается
как
средство
безопасного и комфортного существования личности в совре-
менном мире, как способ саморазвития личности. В этих условиях про-
исходит смена приоритетов в образовании, становится возможным
уси-
ление его культуро-образующей роли, появляется новый идеал человека
образованного в виде \"человека культуры\", \"человека облагороженного
образа\", обладающего
умственной,
этической,
эстетической, общес-
твенно-духовной культурностью.
Средством и условием достижения
этого идеала, самой целью обра-
зования становится коммуникативная
культура
личности, включающая
в себя как составные части эмоциональную и речевую, информационную
и логическую культуру.
В документах по реформе средней школы (1984 год) было записано:
\"Свободное владение русским языком должно стать нормой
для
моло-
дежи, оканчивающей средние учебные заведения.\"
Эти установки сохранены и в последних документах по перестройке
народного образования.
Отчего же так неудержимо падает престиж
образованности? Почему
так пугающе ущербны духовные потребности и запросы наших вчерашних
и сегодняшних учеников?
Что
поможет
остановить
катастрофически
гаснущий
интерес
знаниям, книгам? Как остановить
девальвацию
национального досто-
яния - родного языка, возродить традиции уважительного отношения к
слову, чистоте, богатству речи? Все названные выше вопросы связаны
с проблемой духовного состояния общества, с речевой культурой
его
членов, культурой их общения.
Случилось так, что
живя в словах и словами, а
не реальностью,
приучаясь к смысловой однозначности, люди
утрачивали
способность
понимать разные значения слов, видеть степень их соответствия дей-
ствительности.Любопытно,что умение
соотнести слово с действитель-
ностью академик И.П.Павлов рассматривал как важнейшее свойство ума.
Наблюдая то, что переживала Россия, он в 1918 году говорил в своей
публичной лекции: \"Русская мысль... не идет
за
кулисы
слова, не
любит смотреть на подлинную действительность. Мы
занимаемся
кол-
лекционированием
слов, а не изучением жизни\". (И.П.Павлов \"О рус-
ском уме\" \"Литературная газета\" . 1981 год, N30).
Разрушаемая традиция оценочного отношения к речи, складывающаяся
(на благоприятной почве низкой культуры)
фетишизация слова приво-
дили к неспособности предвидеть последствия внедрения военизирован-
ной лексики (вооружать, бороться, формировать, выковывать)
в про-
свещенческие проблемы.
Входя
педагогическое
сознание, эта
лексика предопределяла
подчинение образовательно-воспитательной деятельности
казарменным
законам, обусловливала командно-директивные
формы взаимодействия,
жестко регламентированные модели отношений.
Все это дегуманизировало систему образования, не оставляло места
для осуществления важнейшей его функции - к у л ь т у р о о б р а -
з у ю щ е й , направленной на развитие и совершенствование культуры
личности и общества в целом.
По результатам проведенного анкетирования
учащихся разных воз-
растных групп
есть
основание
считать, что развивающий потенциал
школы в плане формирования культуры речи и культуры общения реали-
зуется слабо, непоследовательно и нецеленаправленно. Культура речи
и культура
общения, являясь
условиями и средствами развития уча-
щихся, формирования их индивидуальной культуры, должны
рассматри-
ваться как цель, результат
гуманизации и гуманитаризации
системы
образования.
Достижение этой цели возможно при
наличии профессионально-ком-
муникативной компетентности учителя.
В настоящее
время
начинает осознаваться теснейшая зависимость
между экономикой, воспитанием, отношением к труду и культурой чело-
века. Актуальнейшая
проблема
сегодня -
н р а в с т в е н н ы й
о б л и к
, к у л ь т у р а
л и ч н о с т и , так как в решении
экономических, общесоциальных
культурных вопросов важны усилия
не только коллектива, но и каждого человека.
Повышенный
интерес к моральной
проблематике в последнее время
вызван также осознанием довольно низкой культуры в сфере общения.
Общение - сложный процесс, предполагающий стремление к истине.
Общение - сложный процесс, предполагающий умение слышать и слу-
шать другого человека.
Общение - сложный процесс, предполагающий уважение к личности
собеседника, с которым ведется диалог.
Подлинно
человеческое общение строится на уважении достоинства
другого
человека, соблюдении
выработанного
человечеством
норм
нравственности.
В широком плане в понятие культуры поведения входят все аспекты
внутренней и внешней культуры человека: этикет, культура быта, ор-
ганизация личного времени, гигиена, эстетические
вкусы
выборе
предметов потребления, культура труда.
Особое внимание следует обратить на культуру речи: умение гово-
рить и слушать, вести беседу - важное условие взаимопонимания, про-
верки истинности или ложности своих мнений, представлений.
Речь - наиболее содержательное, емкое и выразительноле средство
общения.
В ы с о к а я
р е ч е в а я
к у л ь т у р а
п р е д п о л а-
г а е т
в ы с о к у ю
к у л ь т у р у
м ы ш л е н и я , ибо
незрелые мысли нельзя выразить в ясной доступной форме.
Культура
речи - это
составная часть общей культуры
человека,
умение точно, выразительно передать свои мысли.
Язык отражает состояние нравственности
в обществе. Просторечие
и жаргон выделяют лень мышления, хотя, на
первый взгляд, помогают
общению, упрощая
этот процесс. Неправильная, пересыпанная жаргон-
ными выражениями речь свидетельствует о плохом воспитании человека.
В этой связи
представляются актуальными мысли К.Паустовского о
том, что по отношению каждого человека к своему языку можно совер-
шенно
точно
судить не только о его культурном уровне, но и о его
г р а ж д а н с к о й
ценности. Истинная
любовь
своей стране
немыслима без любви к своему языку. Человек, равнодушный к родному
языку,- дикарь. Он вредоносен по самой своей сути, потому
что его
безразличие к языку объясняется полнейшим безразличием к прошлому,
настоящему и будущему своего народа.
Язык не только
чуткий показатель интеллектуального, нравствен-
ного развития
человека, его
общей
культуры, но и лучший
воспи-
татель.
Четкое выражение своей мысли, точный
подбор
слов, богатство речи
формируют мышление человека и его
профессиональные навыки во всех
областях человеческой деятельности.
Академик
Д.С.Лихачев справедливо замечает, что \"неряшливость в
одежде - это
неуважение
окружающ...