Права человека
Дисциплина: СоциологияТип работы: Реферат
Тема: Права человека
МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
КАЗАХСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЮРИДИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
Кафедра
Международного права
Выполнила
студентка ФСК-202
Пильская Анна
Научный руководитель:
Жаразбаева Г.М.
Алматы, 1999
«…естественная свобода человека состоит в том, чтобы не зависеть ни от какой верховной власти на Земле и не быть подчиненным воле или законодательной власти человека, а
подчиняться только законам природы.
Свобода человека в обществе состоит не в том, чтобы не подчиняться никакой другой законодательной власти, кроме той, которая установлена с согласия общества….»
Джон Локк,
британский философ (1632-1704),
из работы
«О гражданском управлении»
(1690).
План.
Введение.
1.Понятие и истоки прав человека.
2.Деятельность ООН в области прав человека.
В) Международные стандарты и казахстанское законодательство о правах и свободах человека.
3. Права и бесправие человека сегодня.
Заключение.
Введение.
Давно подмечено, что частое употребление слов отнюдь не способствует прояснению их смысла и лишь создает иллюзию понятности, очевидности тех реалий, которые открываются в словах
– или, как это нередко бывает, скрываются в них.
Словосочетание права человека используется современными политиками, журналистами, юристами настолько часто, что привычно скользит по поверхности нашего сознания. О
правах человека сегодня горазды говорить все. При этом термины «права», «свободы», «личность», «гражданин» толкуются, как правило, вкривь и вкось; правами человека называют все что
угодно – и возможность торговать в людном месте, и претензии на более высокую зарплату, и нежелание платить налоги, и стремление покрасоваться в черном мундире с затейливой
свастикой.
И одна из причин этого явления – может быть, не самая главная, но явно нуждающаяся в осмыслении – это изначальная расплывчатость, даже двусмысленность того, что сегодня принято
называть концепцией прав человека.
Понятие и истоки прав человека.
В общих чертах права человека можно определить как права, присущие природе человека, без которых он не может существовать как человеческое существо.
Права человека и основные свободы дают нам возможность полного развития и использования наших человеческих качеств, нашего интеллекта, наших талантов и совести и
удовлетворять наши духовные и иные запросы. Они основаны на растущей потребности человечества в такой жизни, в которой неотъемлемое достоинство и ценность каждой человеческой личности
пользовались бы уважением и защитой.
Отказ в предоставлении человеку прав и свобод является не отдельной и личной трагедией, но и создает условия для социальных и политических беспорядков, сеет семена
насилия и конфликтов в самом обществе и между обществами и государствами. Как указывается в первом положении Всеобщей декларации прав человека, человеческое достоинство «является
основой свободы, справедливости и всеобщего мира».
Собственно говоря, права человека являются правами, которыми мы обладаем просто потому, что мы люди. У этой обманчиво простой идеи, однако, очень
существенные социальные и политические последствия.
Права человека по той простой причине, что они являются лишь таковыми не более того, являются универсальными, равными и неотъемлемыми. Они принадлежат всем
людям на планете. Или ты человек, или ты не человек. То же самое с правами – либо как человек ты обладаешь правами человека, либо не обладаешь. И лишиться этих прав так же невозможно,
как перестать быть человеком, как бы бесчеловечно к тебе не относились.
Мы имеем право на права человека, и они, в свою очередь, дают права нам. Каждый человек обладает правами человека, защищающими его от государства и общества, и они
создают определенные рамки для политической организации и определяют уровень политической легитимности. В случаях, когда происходит систематический отказ в правах человека, требования
этих прав могут быть революционно-позитивными. Даже в обществах, в которых права человека в целом уважаются, они оказывают постоянное давление на правительство и тем самым
обеспечивают свое соблюдение.
Понятие прав человека стало реальностью политической теории и практики в Европе в 17 веке. Теория естественных прав впервые была комплексно разработана в работе
Джона Локка «Второй доклад о государстве», опубликованной в 1688 г. Теория Локка исходит из того, что на раннем, естественном этапе развития общества люди были равными и обладали
естественными правами на жизнь, свободу и имущество. Но эти права мало что дают в условиях отсутствия государства. Людям почти невозможно защитить свои права в одиночку, а споры по
поводу прав сами по себе являются мощным источником конфликтов. Люди создали общество – а общество создало государство – именно для того, чтобы иметь возможность пользоваться своими
естественными правами.
Государство, по мнению Локка, основано на общественном договоре между правителями и управляемыми. Граждане должны подчиняться только тогда, когда государство
защищает их человеческие права, которые с моральной точки зрения стоят выше требований интересов государства и возникли раньше появления на свет государства. Государство остается
легитимным, пока оно систематически защищает права человека своих граждан и обеспечивает их осуществление.
Идея прав человека первоначально связывалась с так называемыми средними классами. В борьбе против аристократии с ее традиционными привилегиями нарождающаяся в
Европе буржуазия выдвинула политические требования, основанные на понятии естественного равенства людей и неотъемлемости естественных прав. Но эта буржуазная политическая революция
имела жестки рамки. Локк, например, развил свою теорию лишь для обеспечения защиты прав владеющих имуществом мужчин в Европе. Он не признавал каких-либо прав за «варварами», слугами и
наемными работниками обоих полов.
Но по мере роста популярности идеи всеобщих, равных и неотъемлемых прав бремя представления доказательств перешло к тем, кто отрицал за другими возможность
обладать этими правами. Претензии на привилегии могли быть обоснованы, например, утверждениями о расовом или ином превосходстве. Чаще всего привилегии обеспечивались путем применения
насилия. Но, приняв идею прав человека, правящие элиты обнаружили, что им становится все труднее противостоять логике концепции о правах человека.
Расширение круга субъектов прав человека, по сути, лежало в основе многих из великих политических битв последних двух столетий. Попытки расширить право голоса за
рамки маленькой богатой элиты привели к напряженнейшей политической борьбе в большинстве стран Европы в 19 веке. В большинстве стран Европы это продолжалось до периода Первой мировой
войны, а в соединенных Штатах – и того дольше. Борьба против присущего колониализму отрицания прав человека был одним из важнейших вопросов на повестке дня мировой политике в 50-е,
60-е и 70-е годы. В течение последних 30 лет борьба против расовой дискриминации и дискриминации по признаку пола интенсивно велась во многих странах мира.
Во всех этих ситуациях угнетаемые гру...