Основные концепции личности

    Дисциплина: Социология
    Тип работы: Реферат
    Тема: Основные концепции личности

    Всероссийская государственная налоговая академия

    Министерства Финансов Российской Федерации

    РЕФЕРАТ

    по дисциплине «Социология»

    тема: «Основные концепции личности»

    Выполнила: студентка гр. БЗУ-101

    Черкасова Т.А.

    Проверил:

    Москва 2006

    Содержание:

    Введение.

    Представление о личности в социологии.

    Макросоциологические концепции личности.

    Микросоциологические концепции личности.

    Список использованной литературы.

    Личность — одно из центральных понятий социологии. Оно играет важную роль в «строительстве» социального знания, помогая понять, почему человеческий мир так отличается от

    остального природного мира и почему он остается человеческим только на основе сохранения богатства индивидуальных различий между людьми.

    На социологию личности заметно влияют философские концеп­ции и психологические теории.

    Философия больше оперирует емким понятием «человек», ко­торое включает и его биологическую, и ментальную, и культурную природу. Социологи берут в расчет, прежде всего, социальные

    качества, которые формируются у людей в процессе общежития (как непосредственный продукт сосуществования с другими), несколько абстрагируясь от всего остального.

    Психология обращает внимание на индивидуальные различия людей: их темперамент, характер, особенности поведения и оцен­ки, изучая, чем и почему они отличаются друг от друга. Для

    социолога «личность» — это, напротив, то, что делает людей похожими друг на друга (т.е. они отмечают в людях социально типическое).

    Таким образом, можно сказать, что, как правило, в цепочке человек – личность – индивид отражено своеобразное разделе­ние труда философа, социолога и психолога, хотя каждый из

    них (изучая свое) может исполъзоватъ любой из этих терминов. Иными словами, личность в социологии — это нечто особенное.

    В философии «личность» в соответствии со сложившимися традициями рассматривается как:

    произведение

    (Природы,

    Бога

    или

    Общества),

    творец, беспредельно активный, либо медитирующий, изме­няющий

    свои собственные условия,

    либо

    управляющий своим воображением

    об

    условиях

    своей

    жизни

    себе

    деятель, преобразующий сам себя посредством инструмен­тальной,

    предметной активности, связывающей его развитие с внешним объективным миром (человек, производящий новые предметы, совершенствующийся

    посредством деятельности и передающий в предметах свой опыт).

    В психологии «личность» – это целостность психических свойств, процессов, отношений, отличающих данного субъекта от другого. Для психолога потенции субъектов различны, поскольку

    как врожденные, так и приобретенные качества людей индивидуальны. Индивидуальность отражает неповторимость био­логических и социальных свойств человека, делая его уникальным актором

    (действующей единицей) некой группы или общности.

    И философия, и психология оказывают существенное влияние на развитие социологических представлений о личности, однако их особый взгляд на сей предмет и специфическая

    терминология используются только на уровне специальных теорий.

    Итак, социологи, как правило, оперируют понятиями «соци­альный субъект» и «личность» для описания социальной сути и социальных качеств человека.

    В современной социологии личность, как и субъект (который, может быть индивидуальным — тождественным «лич­ности» и групповым – тождественным «общности»), означает активное

    социальное начало, некий социально-исторический тип способности к деятельности.

    Считается, что личность как социально типическая характерис­тика людей пережила определенную эволюцию вместе с ходом исторического прогресса. Первобытный человек

    характеризовался деятельностью адаптивной, приспособительной, и то время как современный имеет значительно более богатый функциональный репертуар и в целом играет активную

    преобразующую роль в природе и в обществе. Можно сказать, что личность все полнее проявлялась, формировалась и заполняла человека, вырывая его из мира естества (желаний и страстей) и

    приводя в мир творчества, осмысления и понимания знаков «другого».

    В этом смысле личность как социальное качество человека становилась все более концентрированной субстанцией его особой (общественной) природы.

    Макросоциологические концепции личности

    С точки зрения макросоциологии, для которой важнее целое, а не части, и интереснее групповое, а не межчеловеческое, личность является продуктом общества (культуры, истории,

    космоса и т.п.). Этих взглядов в целом придерживались такие крупные исследователи, как Э. Дюркгейм,

    М. Вебер, Т. Парсонс и др., ставившие во главу угла проблему социализации. Образно ее сформулировал психолог Ж. Пиаже, анализируя, как «дикие зве­реныши» (дети) постепенно

    становится личностями.

    Социология — это освоение культуры (норм, ценностей, идей, правил поведения и стереотипов понимания) сообщества. Она не только связана с развитием личности, но и является

    своеобразным духовным кодированием человека, вырабатывая у него типовые (хорошо распознаваемые и прогнозируемые) соци­альные реакции и формы активности. Функциональное значение такого

    «отесывающего» формирования способностей, навыков и знаний индивида состоит в там, чтобы подготовить людей к тесному сосуществованию, обеспечить их предстоящее взаимодей­ствие и

    взаимопонимание.

    Известный социальный антрополог Р. Линтон, который много работал в микросоциологии и является одним из основателей теории ролей, ввел понятия модальной и нормативной личности. В

    результате сходных процессов социализации (а практически каждое общество и государство много усилий тратят на образова­ние, воспитание и поддержание культурных стандартов жизни своих

    молодых и зрелых граждан) люди отнюдь не ведут себя как «инкубаторские», хотя могут попадать в сходные обстоятельства и выглядеть на первый взгляд похожими.

    Нормативная личность — та, черты которой лучше всего выражают данную культуру, что как бы идеал личности данной культуры.

    Модальная личность — статистически более распространен­ный тип отклоняющихся от идеала вариаций. И чем более неста­бильным становится общество (например, в переходные,

    транзи­тивные периоды системных преобразований), тем относительно больше становится людей, социальный тип которых не совпадает с нормативной личностью. И, наоборот, в стабильных

    обществах культурное давление на личность таково, что человек в своих взглядах, поведении и фантазиях все меньше и меньше отрывается от навязанного «идеального» стереотипа. Он хорошо

    знает, каким он должен быть, а послушных и понятливых сообщество обычно поощряет; они — основа социальной стабильности, поэтому ста­бильно и их вознаграждение за «примерное

    поведение».

    В кризисные моменты в любом сообществе возникают аномии (нарушения нормального принятого порядка) и количество девиа­ций (это понятие индивидуальных социальных отклонений ввел

    Э. Дюркгейм, изучая самоубийства) заметно увеличивается.

    Р. Мертон, который тоже изучал аномию, разработал спою систему классификации отклоняющегося поведения. Он выделил пять моделей социальной адаптации личности к вырабо­танным в

    обществе культурным нормам в зависимости от того, ...

    Забрать файл

    Похожие материалы:


ПИШЕМ УНИКАЛЬНЫЕ РАБОТЫ
Заказывайте напрямую у исполнителя!


© 2006-2016 Все права защищены