Культура человеческого общения
Дисциплина: СоциологияТип работы: Реферат
Тема: Культура человеческого общения
Содержание:
TOC o \"1-3\"
Содержание:
...............................................................................................................................................................
PAGEREF _Toc449494632 h
Понятие и
специфика общения.
.........................................................................................................
PAGEREF _Toc449494633 h
Функции общения.
........................................................................................................................................
PAGEREF _Toc449494634 h
Сущность процесса общения.
............................................................................................................
PAGEREF _Toc449494635 h
Формы общения и их культура.
........................................................................................................
PAGEREF _Toc449494636 h
Классификация коммуникативных актов.
............................................................................
PAGEREF _Toc449494637 h
Понятие установки.
.....................................................................................................................................
PAGEREF _Toc449494638 h
Язык, как вид общения.
.............................................................................................................................
PAGEREF _Toc449494639 h
Соотношение общения с этикетом.
................................................................................................
PAGEREF _Toc449494640 h
Список используемой литературы:
............................................................................................
PAGEREF _Toc449494641 h
специфика общения.
Умеете ли вы общаться? Уверен, что все скажут: \"Да, конечно\". Но в какой форме проходит это общение? Чаще всего это просто разговор, обмен информацией. В тоже время, всем известно,
что понятие «общение»
намного обширнее, чем наше обычное: \"Привет!\" -
\"Пока\".
Если заглянуть в прошлое, то нам, считающим себя людьми современными, станет просто стыдно. Ведь люди, уже начиная с XVI-XVII веков, общались на таком высоком уровне, что нам и не
снилось. Сейчас мы оправдываемся перед самими собой, мол \"бешеный век, нам и присесть-то некогда, не то что поговорить\". И, утешая себя этой мыслью, продолжаем общаться на том же низком
уровне.
Предполагая, что \"умею общаться\" – означает: \"умею правильно общаться\", а только так и надо понимать поставленный вопрос, то ответ на него можно посчитать, как недостаточно скромный.
Хотя речь и играет огромную роль в общении людей, но ведь все прекрасно знают, что люди, например, любящие, не нуждаются в словах, чтобы выражать свои чувства, мысли. Им вполне
достаточно видеть друг друга. Этот факт имеет свое подтверждение в романе Л.Н. Толстого \"Анна Каренина\", в сцене объяснения Кити и Левина, когда они, не произнося ни слова, пишут мелком
на зеленом сукне столика для карточных игр лишь начальные буквы слов, составляющих весьма сложные по синтаксису и содержанию предложения.
Общение между людьми – важнейший признак именно человеческого существования. Без него невозможны деятельность, формирование и усвоение духовных ценностей, формирование и развитие
личности. Общение сопровождает все эти процессы, способствует их осуществлению. Общение многогранно прежде всего потому, что оно реализуется на разных уровнях: общаться могут страны и
народы, партии коллективы и отдельные личности, соответственно этому и взаимодействие между сторонами в этом процессе будет различно по своей социальной значимости. Кроме того, общение
может проявляться по-разному: быть непосредственным или опосредованным, различаться по видам и, наконец, в процессе него люди могут обмениваться мыслями, чувствами, опытом, трудовыми
навыками и т.п.
Огромное значение межличностного общения объясняется важнейшими функциями, которое оно выполняет. Во-первых, в общении осуществляется обмен информацией между людьми.
Информационно-коммуникативная функция в той или иной форме и степени связана со всеми формами деятельности людей. Даже мыслительные процессы, по мнению некоторых ученых, протекают более
результативно при условии непрекращающегося информационного общения.
Общение выполняет так называемую регуляционно-коммукативную функцию. В общении вырабатываются правила поведения, цели, средства, мотивы поведения, усваиваются его нормы, оцениваются
поступки, складывается своеобразная иерархия ценностей. Не удивительно, что именно в общении человек познает и переживает свою значимость.
Общение регулирует уровень эмоциональной напряженности, создает психологическую разрядку и в конечном счете формирует тот эмоциональный фон, на котором осуществляется наша
деятельность и который в немалой степени определяет само мироощущение. Эта функция общения в социальной психологии получила название аффекно-коммуникативной. В реальном общении все его
функции органически сливаются, независимо от его формы.
Итак, процесс общения, коммуникации. Во-первых, он
состоит непосредственно из самого акта общения, коммуникации, в котором участвуют сами коммуниканты, т.е. общающиеся. Причем в нормальном случае их должно быть не
менее двух. Во-вторых, коммуниканты должны совершать само действие, которое мы и называем общением,
т.е. делать нечто (говорить, жестикулировать, позволять \"считывать\" со своих лиц определенное выражение, свидетельствующее, например, об эмоциях, переживаемых в
связи с тем, что сообщается). В-третьих, сообщение характеризуется каким-то
содержанием, какой-то
формой
и каким-то
смыслом. Это не одно и то же. Допустим, что некто (скажем, молодой человек) преподносит кому-то (скажем, знакомой девушке) букет желтых тюльпанов. И делает он это
необычно: без улыбки, с отчужденным выражением лица. По форме (допустим, что произносится: \"Возьми, пожалуйста, цветы от меня\") здесь все стилистически, грамматически и по этикету
корректно. Содержание
-- \"передача или подношение цветов\" - ясно и вполне может быть, в общем оценено положительно. Но смысл особый: \"юноша расстается с девушкой\". Вспомните, что лицо
его было серьезным, а тюльпаны были желтые (издавна желтый цвет - символ расставания, разлуки). Разумеется, истинный
смысл
реального коммуникативного акта
такого рода может быть и иным, если юноша смог достать только желтые тюльпаны или вообще не знал, что желтый цвет - это символ. Неприветливое выражение лица может
определяться обстоятельствами, не имеющими никакого отношения к свиданию. Важно было только привести пример возможного вообще в этой ситуации
смысла, показать, чем смысл
может отличаться и от
содержания и от формы конкретного коммуникативного акта. Необходимо, далее определить в каждом конкретном коммуникативном акте
в таком случае говорят об аудио-вербальном (слухословесном) канале, проще
- о слуховом канале.
Форма и содержание письма воспринимаются по зрительному (визуально-вербальному) каналу. Рукопожатие - способ передачи дружеского приветствия по
кинесико-тактильному (...